Кроют крышу камышом. Такую вот нетривильную технологию капитального ремонта осваивают сейчас в Острогожске – при восстановлении кровли дома-музея, в котором когда-то жил художник-передвижник Иван Крамской – кстати, единственного в России. Откуда камыш, и насколько глубоко постигли рецепты старинных мастеров современные строители? Во все эти нюансы на крыше дома Крамского вникала корреспондент TV Губернии.
На этой земле в 1837 году родился художник Иван Крамской. Его отец за семь лет до его рождения построил здесь мазанку с камышовой крышей. Под ней художник прожил целые 16 лет. Теперь здесь идёт капитальный ремонт.
Причём ремонтируют тоже камышом. И это не шутка. Дом, в котором прошли детские годы художника Ивана Крамского, уже полвека как памятник архитектуры федерального значения. Статус музея получил в 1987 году. С тех пор капремонт здесь ни разу не проводился. Сохранение аутентичного вида – можно сказать, требование закона. В паспорте объекта культурного наследия прописано, что кровля обязательно должна быть камышовой.
Марина Пилипенко, директор Острогожского историко-художественного музея им. Крамского:
– Камыш начал портиться. Он потерял вид и сыпется очень сильно, прогнил, поэтому требует срочной замены, но протечек не было никогда. Зимой защищает от холода. Летом защищает от жары. Очень прохладно, комфортно, уютно в домике всегда. Это единственный в Черноземье малороссийский тип так называемой мазанки. Что интересно – малороссийский тип, он в основном был с соломенной крышей. С камышовой – это большая роскошь, а так как Крамские были мещане в большей степени, у него папа неплохо зарабатывал, поэтому они могли позволить себе сделать камышовую кровлю.
Демонтируют старый камыш не целиком, а частично, чтобы в случае дождя можно было накрыть крышу брезентом, но погода пока благоволит.
Мы решили забраться на самый верх и посмотреть, как выглядит крыша изнутри. Видно, что камыш совсем постарел, видно, что он превращается в труху. Плюс ещё здесь очень много пыли.
Казалось бы, материал растёт у любого болота, но подобрать нужный, плюс найти мастеров-укладчиков, оказалось сложно и дорого. Работают с камышом лишь в паре-тройке регионов. Поэтому не обошлось без поддержки губернатора Александра Гусева, который распорядился выделить на ремонт 3 миллиона рублей. Подряд получили мастера из Пятигорска. Камыш приехал из Азова.
Юрий Марков, мастер камышовой кровли:
– Занимается завод «Азов-Камыш». Заготавливают, у них технология, они много лет работают. Под технологию эту камыш должен быть приблизительно одинакового диаметра, определённой высоты. Где попало косить нельзя…
Всё – только вручную, техника тут – не помощник. На 100 квадратных метров крыши толщиной 30 сантиметров уйдёт около 5 тонн азовского камыша. Глядя, как ловко мастера закидывают снопы наверх, мы тоже решили немного поучаствовать, но для начала нужно потренироваться .
Один такой сноп весит более 5 килограмм. На квадратный метр требуется около 10. Ну а на всю уйдёт 1100. Попробовали и корреспонденты TV Губернии принять участие в рабочем процессе.
Как говорят мастера, процесс получается творческим. Сначала конструкцию нужно, что называется, «сверстать», а потом «лепить» крышу, словно скульптуру. Даже инструменты необходимы особые. Например, стручок для вязания арматуры — книхт, и кнопер или хлопающая дошечка – это лопата, которой подбивается и равняется камыш. В магазинах такие не продают, мастера делают их сами.
Юрий Марков, мастер камышовой кровли:
– Раньше на Руси накрывали по старорусскому способу. Но теперь мастеров нет, материалов нет, делаем по голландской технологии, она более функциональная и более скоростная и адаптированная к современным материалам. Старорусская крепилась лозой, и крыша была рыхлая, а голландская более плотная и крепится проволокой, плюс саморезы, проволоки.
Николаю Дешевых 84 года, и он автор предыдущей крыши. Приезжает сюда посмотреть, как идут работы. Сам художник, поэтому 37 лет назад решил взять всё в свои руки. Вспоминает, тогда приходилось многое делать по наитию. Крыл крышу целое лето. Камыш укреплял местной глиной, а так как она оказалась не очень крепкой, пришлось добавлять немного цемента. На кровлю ушло около 200 вёдер такого раствора. А вот материал собирал возле речки Тихая Сосна. Причём зимой.
Николай Дешевых, житель г. Острогожск:
– Беру санки, серп – и на луг, жать по снегу. Вожу снопы на санях, складываю здесь – и наложил полностью от и до гору полностью. Накладывают камыши — один ряд — потом привязывают, орешник лозою на лугу брали, закручивали и потом подсовывали. Затем брали доску – на ней ножи…
К слову, до того, как дом стал музеем, он сменил семь хозяев. В 1984 году, когда хата была выкуплена государством, оказалось, что степень её износа – более 80 процентов, поэтому пришлось сначала разобрать мазанку, а потом собрать заново, как это как было при Крамских. Тогда и нашли главный сохранившийся экспонат, принадлежавший отцу художника.
Валерия Рочагова, заведующая домом-музеем Крамского:
– Во время реставрационных работ нашли монету 1811 года достоинством две копейки, которую Николай Матвеевич заложил под матицу дома, под несущую балку, следуя традиции – в знак богатства, благополучия и счастья семьи.
Традиция и вправду оказалась счастливой — так или иначе, мазанка простояла уже почти 190 лет. Подобных музейных крыш в России по пальцам одной руки пересчитать: Лермонтова, Шолохова и Поленова. Мастера-укладчики говорят, новая кровля должна прослужить минимум полвека, с ней дом заиграет новыми красками и будет достоин кисти самого Ивана Крамского.