Дело художников

Дело художников - http://www.bereg.vrn.ru/
Фото: www.bereg.vrn.ru
Актуальный Островский, средневековая легенда Григория Горина, книга Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич, многословный Толстой… В этом театральном сезоне деятели от искусства смело брались за самый разнообразный материал. В конце марта мы узнаем имена артистов и режиссеров, отмеченных престижной региональной премией «Браво!».

А пока театровед и критик Надежда Роготовская рассказывает «Берегу» о том, как критики оценивают художников и что точно «зацепит» театралов.

«ТЕАТР – ДЕЛО ЖИВОЕ»

– Известный театральный критик, эксперт нацио­нальной премии «Золотая маска» Дина Годер, характеризуя спектакли, нередко восклицает: «Ужасно!» А вам хочется использовать это слово по отношению к местному театральному репертуару?

– Мы стали более свободны в устной и письменной речи, поэтому надо понимать, что слово «ужасно» может быть использовано в разных значениях. Это слово эмоциональное. Дина Годер – очень насмотренный театральный критик, и она вполне имеет на него право. Я никогда так не скажу, оценивая постановки воронежских театров, даже в позитивном контексте. Наверное, могу использовать это слово в личном общении с коллегами, но в рецензиях мне кажется это неприемлемым. Хотя у каждого свой стиль.

Как бы ни был плох спектакль, который мы обсуждаем, всегда нужно помнить, что его делали художники. А они хрупкие, ранимые, эмоциональные, поэтому говорить нужно спокойно и уважительно. Я уверена, что для профессиональной оценки всегда можно найти слова, которые не будут обижать человека и убивать в нем желание творить дальше.

– В конце марта – занавес очередного театрального сезона, в День театра будут объявлены итоги региональной премии «Браво!». Конечно, говорить даже о предварительных ее результатах пока рано, экспертные советы еще работают, но все же на какие спектакли стоит обратить внимание?

– Скажу о своих личных впечатлениях. В театре кукол «Шут» им. Вольховского ведущий кукольник страны Виктор Шрайман поставил спектакль по Достоевскому «Крокодил». Очень интересная работа, с хорошим актерским ансамблем в целом и индивидуальными удачами. Актеры в основном работают в живом плане (такой прием, к слову, часто использовал и Валерий Вольховский), но также здесь показан самый разный арсенал выразительных средств, присущих только театру кукол. Получился спектакль очень высокого класса, с ним Воронеж можно только поздравить.

На меня очень большое впечатление произвел спектакль «Бальзаминов» по Островскому в постановке художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова. Герои пьесы «Женитьба Бальзаминова» живут и действуют в другой эпохе – недавнего советского прошлого, а отчасти и сегодняшнего дня. Используются трансляции и киноэффекты, театр переходит в кино и наоборот. Современные герои, современные выразительные средства. Это авторский спектакль, наполненный глубоко личной эмоцией режиссера, но это абсолютно Островский. Здесь безупречный актерский ансамбль. И, что особенно любопытно, индивидуальность каждого артиста как будто укрупнена.

В «Антрепризе» мне интересен «Ловелас» по пьесе В.Семеновского режиссера Александра Сидоренко, в ТЮЗе – «Воскресение» по Льву Толстому (режиссер Вадим Кривошеев). Конечно, интересные моменты я нахожу во многих работах, которые пополнили репертуар наших театров в этом сезоне, но вот перечисленные спектакли произвели на меня наибольшее впечатление.

– А что интересного в муниципальных театрах? Как они живут?

– В этом году много поставлено русской классики. Одна из первых работ Лискинского музыкально-драматического театра – а это самый молодой профессиональный коллектив области – «Барышня-крестьянка» в постановке Татьяны Колмыковой. Они только начинают, им очень нужна оценка со стороны, поэтому нас часто зовут. И по первым показам

были серьезные замечания: актеры там практически самодеятельные, технически не очень оснащены, есть проблемы со сценической речью. Но видим этот спектакль на фестивале через какое-то время – актеров не узнать, рост очевиден. Возможно, свою лепту внес и обучающий семинар, организованный нашим отделением Союза театральных деятелей на грант департамента культуры для актеров муниципальных театров. В любом случае Лиски становятся театральным городом, и хорошо, что районы области получают возможность видеть спектакли не только на YouTube. Театр – это дело живое.

Статус профессионального сравнительно недавно получил и Россошанский театр «РАМС». В этом году они успешно представили свои спектакли на нескольких довольно престижных российских и международном фестивалях, и, что особенно радостно, у них наконец-то появилось свое здание.

К ПРАКТИКЕ ПЕРЕЛОМНЫХ ЭПОХ

– В наших театрах нечасто увидишь спектакли в стихах. А тут в драмтеатре сразу два за два сезона – «Ракушка» и «Маскарад». Как оцениваете этот опыт?

– Спектакль в стихах – это же не поэтический вечер. Как и в любой постановке, здесь важна идея, образы, характеры, мизансцены, сценографическое решение и так далее. Не скажу, что спектакли в стихах на воронежской сцене такая уж редкость. В ТЮЗе идет «Василий Теркин», белым стихом написан «Гамлет», идущий на сцене Кольцовского театра. В обозримом прошлом – Камерный открывался «Береникой» Расина, в его репертуаре тоже был «Маскарад» Лермонтова. Неважно, какой формы текст звучит со сцены. Главное, чтобы это было талантливо сделано и интересно сегодняшнему зрителю. И думаю, что работа над спектаклями, которые вы перечислили, дала интересный опыт, обогатила арсенал выразительных средств актеров нашей драмы.

– А документальные проекты как уживаются с традициями классического театра? Ведь сейчас многие режиссеры обращаются к свидетельским историям, не только в Новом театре, который на этом специализируется. Вы же рассматриваете эти спектакли в качестве претендентов на премию «Браво!»?

– Это интересная практика, к которой обращаются, как правило, в переломные эпохи. Когда традиционный театр не передает всей полноты жизни, проблем и вопросов времени. Этот поиск новых выразительных средств, форм и тем обогащает театр, способствует его развитию. Такие работы, если они поставлены в профессиональных театрах, мы тоже оцениваем.

– Растет ли в целом качество воронежских спектаклей?

– Мне кажется важным, что сейчас у нас три муниципальных театра, стремительно развивается частный Никитинский театр, у нас присутствуют все театральные жанры, много фестивалей, в наших театрах есть зритель. Я, например, очень радуюсь, когда мне приходится смотреть постановку на приставном стуле, это означает, что театр востребован. В Воронеже благоприятная среда для развития театрального искусства, и здорово, что оно действительно развивается. У нас есть что посмотреть, но, разу­меется, создавать шедевры все время невозможно.

Критик Надежда Роготовская – о живом театре, размытых жанрах и постановках русской классики
 
По теме
«Новая роль библиотек в образовании» . Среди задач этого гранта — поддержка проектов, направленных на развитие образования, создание образовательных программ и конкретных учебных курсов.
Воронежская область традиционно приняла участие в форуме «Здоровье нации – основа процветания России», а Выставочный Центр «Вета» выступил техническим оператором выезда на мероприятие.
Санитарные врачи Воронежской области отмечают улучшение эпидемиологической ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией: в последнее время количество новых заразившихся не превышает сотни в день.
Voronezh-News.Net
Единороссы напомнили жителям Семилукского района о беспрецедентном подвиге земляков - Единая Россия Под Воронежем отметили годовщину «Атаки мертвецов» В селе Землянск прошел торжественный митинг, посвященный 105-й годовщине подвига русских солдат в годы Первой Мировой войны.
Единая Россия