Александр Ечеин работает в Воронежском театре кукол «Шут» имени Валерия Вольховского. А ещё - оформлял спектакли в Вологде, Калуге, Кургане, Саратове, Челябинске, Тюмени, Москве, Париже. Творит, впрочем, не только для сцены. Возможно, кто-то из знающих этого художника в основном амплуа оказался приятно удивлён, увидев в зале на Кирова несколько его пейзажей – в том числе из серии «Старый Воронеж».
Александр Ечеин…
...и его персонажи. Фото Виталия Черникова
На выставке, приуроченной к 55-летию Заслуженного художника России Александра Ечеина, были показаны не только эскизы кукол и декораций, но и то, во что наброски художника материализовались. Например, чудо-машина из спектакля «Два мастера», на которой восседали её смешные и обаятельные персонажи.
- Здесь и куклы есть, и маски, и макеты декораций. Хотелось бы, конечно, показать больше – как спектакль рождается от самого начала. Сюда многие работы просто не вошли бы. Самое ценное – мысли на бумаге, первые наброски, почеркушечки. Там есть хорошие задумки, которые потом отметались режиссёром, - рассказывает Александр Ечеин.
Конечно, говорит он об этом без какой-либо обиды, понимая: кукольный спектакль рождается в результате диалога режиссёра и художника, но слово режиссёра всё-таки главное. На выставке представлен конечный результат: то, что увидел режиссёр в набросках.
Много лет сотрудничал Ечеин с Народным артистом РФ Валерием Вольховским, и тот, по словам Александра Николаевича, «всегда видел в почеркушке конечный результат. С ним было проще, поэтому с ним мы быстрее работали. Я со многими режиссёрами работал, и никто не остался недоволен, мы всегда находили общий язык».
Среди экспонатов важное место занимают материалы к таким постановкам Валерия Вольховского, как «Процесс над Жанной Д’Арк», «Геркулес и авгиевы конюшни», «Дикий», «Три поросёнка и Чёрный волк», «Краса Ненаглядная», «Хитроумный идальго». Спектакль «Иванов и Рабинович», начатый перед смертью режиссёра, остался незаконченным.
Остановилось сердце мастера – и остановилась работа. Версию спектакля о гадком утёнке, который Вольховский собирался делать в Москве, Ечеину пришлось завершать за него. Мера была вынужденная, однако этот факт, конечно, многое говорит о степени взаимопонимания двух творцов.
Это была вторая попытка, и в обоих случаях художник сменил ненадолго профессию помимо воли, из чувства долга:
- В Кирове режиссёра уволили, и театр оставался без постановки. Жалко было бросать работу. А вообще, режиссёр - это другая профессия, я же предпочитаю полнее выразить себя в своей. Особенно тяжело было, конечно, завершать спектакль вместо Вольховского, но у меня девиз: «Главное – ввязаться в драку»…
Посетители выставки с интересом всматривались в лица. Простодушный заяц, хитрый кот, лягушка с саркастической улыбкой, напыщенный молодящийся индюк (и даже старенькая, много повидавшая, битая, что называется, жизнью Смерть), - любого эпизодического персонажа художник делает живым, дарит ему характер, даже злодея не лишает шанса оказаться чуть-чуть лучше, чем он есть на самом деле.
…Куклы, казалось, смотрели на нас со стен с некоторым испугом, словно не привыкли ещё к амплуа выставочного экспоната. Подумалось: на сцене-то, в руках актёра, им попривычнее.
Виталий ЧЕРНИКОВ
Источник: газета «Коммуна» №16 (25844), 03.02.2012г.