Всё началось с "Руси"

Поиски и находки

Борис ВЕКСЛЕР,

краевед

(Окончание. Начало в Б„–91).

В 1919 году театр стал именоваться - Оперно-балетный. Масштабные постановки осуществлялись на сцене Большого советского (бывший Зимний) театра. Первым музыкальным спектаклем явилась опера П.Чайковского "Иоланта", драматический цех показал спектакль А.Луначарского "Братство" - оба в постановке Д.Г.Гутмана. Позже будут идти классические оперы "Фауст" Ш.Гуно, "Евгений Онегин" П.Чайковского, "Травиата" Дж.Верди, "Кармен" Ж.Бизе, "Севильский цирюльник" Дж.Россини, оперетта - "Корневильские колокола" Р.Планкетта. Ставить спектакли в Свободном театре, кроме Гутмана, будут режиссеры Борис Таллер и Александр Альтшуллер.


Фото из архива Бориса ВЕКСЛЕРА.


  Клавдия Сальникова.                   Михаил Дысковский.                     Александр Альтшуллер



Театр показал и ряд хореографических сцен и картин из русских опер: "Половецкие пляски" ("Князь Игорь" А.Бородина), "Ночь на Лысой горе" ("Сорочинская ярмарка") и сцена "В корчме" ("Борис Годунов" - обе М.Мусоргского), сцена "В замке Наины" ("Руслан и Людмила" М.Глинки), сцена из оперы "Русалка" А.Даргомыжского.

Уже весной 1919 года театр приступил к постановке шедевра П.И.Чайковского, М.И.Петипа и Л.И.Иванова балета "Лебединое озеро". Работа продвигалась медленно. Из Москвы прибыли дополнительно солидная группа исполнителей и новые костюмы. "Лебединым озером" планировалось открыть летний театральный сезон. Но премьера постоянно откладывалась. Постановщик воронежской редакции Михаил Дысковский жаловался на театральном собрании: "БЂ¦ к 12-му июня подготавливается "Лебединое озеро". Однако с трудом налаживается дело с клавиром. Почти все готово, но туфель и трико нет. Это может привести к тому, что придется вместо "Лебединого озера" открывать сезон каким-нибудь другим спектаклемБЂ¦".



Премьера "Лебединого озера" состоялась только 5 июля 1919 года. Ведущие роли исполнили Н.Кирсанова (Одетта-Одиллия) и М.Дысковский (принц Зигфрид). Спектакль шел часто и с большим успехом. "Известия Воронежского Губисполкома" писали: "Впервые на провинциальной сцене постоянной труппой, взамен набивших оскомину дивертисментов и балетного винегрета, был осуществлен большой четырехактный балет. И в этом, конечно, огромная культурная заслуга т.Дысковского". А 23 июля в последний раз Дысковский и Кирсанова вышли в "Лебедином озере". Заканчивался их контракт, они возвращались в Москву. Позже Дысковский будет работать режиссером-постановщиком во многих театрах страны, а Нина Кирсанова попадет в труппу великой Анны Павловой, будет создавать Югославский балет, заниматься археологиейБЂ¦

П осле отъезда Дысковского вся ответственность за воронежский балет легла на плечи Михаила Моисеева. Он в короткий срок сделал свою редакцию "Лебединого озера", который был показан уже 1 августа 1919 года. По сохранившимся документам Воронежского областного архива известно, что только в "лебединых сценах" участвовали двадцать танцовщиц, исполняющих лебедей. Почти столько же, как и в современных постановках нашего Воронежского театра оперы и балета, которые были осуществлены в 1961-м, 1968-м, 1986-м, 2003 годах.

Новая редакция балетного шедевра практически лишена мелодраматических элементов постановки Дысковского. Михаилом Моисеевым "верно и исчерпывающе полно было использовано музыкальное содержание балета, - в особенности финал, - во внешней трагичности которого заключена Чайковским идея торжества идеального чувства над физически сильным злым началом", - отмечал корреспондент "Известий". Главные партии здесь принадлежали воспитаннице московской студии Михаила Мордкина Клавдии Сальниковой (Одетта-Одиллия) и выпускнику московского хореографического училища Михаилу Моисееву. Именно в Воронеже родился их творческий дуэт и жизненный союз на многие годы.

Ф ронт Гражданской войны приближался к Воронежу и 14 сентября 1919 года последним спектаклем перед сменой власти оказался "Севильский цирюльник" в постановке Александра Альтшуллера, которым дирижировал Григорий Рейнарт-Шаевич. Осенью 1919 года власть в городе перешла в руки Добровольческой армии.

Многие деятели культуры эвакуировались из Воронежа, некоторые прятались по деревням и селам у родственников. Но театральная жизнь в городе не прекратилась. Из сохранившихся пятнадцати номеров возобновленной в те дни газеты "Воронежский телеграф" мы узнаем, что в городском Зимнем театре шли сцена "В корчме", "Половецкие пляски", "Корневильские колокола" и др. А генерал Белой армии Андрей Шкуро был ярым меломаном и театралом, устраивал танцы и выступления духового оркестра.

Воронеж недолго был под властью Белой армии. Город освободила Красная армия, и Советская власть была восстановлена. Уже 5 ноября 1919 года состоялось открытие зимнего сезона. И в воронежский Оперно-балетный театр возвратилась Юлия Барто со своим мужем Константином Труновым, который на несколько лет стал основным балетмейстером в Воронеже.

Источник: газета "Коммуна" | Б„– 92 (26839) | Вторник, 27 ноября 2018 года

Источник: Газета "Коммуна"

Ещё новости о событии:

Поиски и находки Борис ВЕКСЛЕР, краевед (Окончание. Начало в Б„–91).
07:54 27.11.2018 Voronezh.Ru - Воронеж
Поиски и находки Борис ВЕКСЛЕР, краевед (Окончание. Начало в №91 ). В 1919 году театр стал именоваться – Оперно-балетный.
19:21 26.11.2018 Communa.Ru - Воронеж
Поиски и находки Борис ВЕКСЛЕР, краевед (Окончание. Начало в №91).
19:21 26.11.2018 Voronezh-News.Net - Воронеж
 
По теме
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека