Внутреннее время Юхананова

Фото: communa.ru


Культура | Посвящённый творчеству художественного руководителя московского Электротеатра Станиславский ЮХАНАНОВФЕСТ проходит в воронежской галерее «Х.Л.А.М»

О Борисе Юхананове – выпускнике Воронежского института искусств, а позже – ученике Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (у последнего, например, довелось поработать ассистентом на легендарном «Серсо»), заговорили в перестройку, когда сквозь асфальт официозной «советской культуры» пробились ростки иной, на десятилетия загнанной в подполье.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Литераторы, музыканты, историки литературы, искусствоведы, – иным пришлось ждать первой книги или пластинки 15-20-25 лет.  Юхананов – из позднего поколения советского андеграунда. Не имея возможности воплощать свои идеи на сцене государственных театров, он взял в руки видеокамеру и создал с единомышленниками первую в СССР независимую театральную группу «Театр-Театр».

С 2013 года Юхананов – худрук Электротеатра Станиславский, который удалось превратить в одно из самых технологических сценических пространств столицы, культурный центр, где проводятся творческие встречи, лекции, кинопоказы, выставки. И вот вернулся в Воронеж: галерея «Х.Л.А.М» проводит посвящённый ему фестиваль, показывая видеозаписи его работ за более чем 30 лет.

– Я в конце 1980-х годов включил в своё внутреннее время особого рода образ жизни, связанный с видео как медиа и с той эйфорией, которая существовала в революционные времена, называемые перестройкой, – рассказал гость в первый день работы фестиваля. – Я начал снимать. Меня поразили возможности видеокамеры, которая досталась мне одному из первых в России. Даже написал тогда эссе: «У тебя в руках твоя голова, она одновременно слышит, одновременно пишет…» С друзьями в Питере и Москве мы организовали компанию, которая называлась «Всемирный Театр Театр Видео» (ВТТВ). Вот сейчас говорю, и мне кажется, что это было всегда. Возможно, наша жизнь так устроена: после себя мы оставляем или руины, или какие-то постройки, которые в субъективном измерении продолжают существовать независимо от нас... Один из таких объектов – ВТТВ. Вы увидите пять фильмов, но вообще глав двадцать. В начале 1990-х я уже не мог этим заниматься. Редко возвращаюсь к своим старым работам… Нашёл в себе силы смонтировать пять фильмов.

В числе спектаклей, записи которых уже показаны, – и эксперименты начала 1990-х, и недавние постановки, осуществлённые на сцене Электротеатра Станиславский. Первые показы комментировал автор, затем передал эстафету кинокритику Вадиму Рутковскому – кстати, нашему земляку. Общение с режиссёром для приходивших на встречи с ним, думаю, останется весьма ярким событием. Юхананов – прекрасный рассказчик; даже если отвечает на заданный вопрос минут сорок, никто не заскучает.

– Как устроена наша юность? Мы спим. Но, в отличие от сна настоящего, которым управлять очень трудно, нам кажется, что этим сном мы можем управлять... Я учился в школе. Признаюсь, за свою жизнь сменил четырнадцать школ. Дело в том, что мой отец был разведчиком в Европе. Я родился, когда он сюда приезжал под видом иностранного гражданина. Потом, насколько мне известно, резидент перебежал к европейцам, и тогда всю эту сеть заменили. Благодаря чему я смог познакомиться со своим отцом. А могло бы случиться так, что я бы с ним не познакомился! Отец стал работать журналистом и заниматься философией. В конечном итоге он оказался во Вьетнаме в разгар войны и вывез туда всю семью. Мы жили в Ханое. Помню, как начались американские бомбёжки. Рыли огромные ямы. А мы жили на вилле, как «белые люди», не в посольстве. И туда должны были прятаться. Помню яму, но не помню, чтобы туда спускался. Однако атмосфера этого вдохновенного приключения юной жизни… Всё это было очень ядрёно! Во Вьетнаме я учился в одной школе, в Китае, где посольство было раем для детей, – в другой. Со стен посольства наблюдал волны хунвейбинов, огромное количество ошалевших людей, наскакивавших на стены этой неприступной крепости. В какой-то момент обнаружил, что, кроме этих школ, посольств и семейных отношений, существует огромное пространство жизни. А там проживали московские хиппи. Такие же дети, которые бродили по улице Горького и по Арбату. Просто бродили! Наркотиков тогда ещё практически не было. Зато их гоняли милиционеры. И это были первые адреналиновые радости!

Рассказ о жизни в Воронеже Юхананов начал издалека:

– Меня заворожила в юности непрерывная линия события. Я работал в такой технике: не отрывая карандаша от бумаги, смотрел на мир, впитывал его и позволял своей руке действовать вслед за актом моего совокупления с миром. Возникал рисунок. Это могло быть лицо девушки или открывающийся пейзаж. Одновременно начал писать. Но писал точно так же, в режиме непрерывной линии. Юношеский нарциссизм – вполне естественное состояние человека. И я стал свою жизнь записывать. Не было какого-то концептуального или культурологического основания для такой деятельности. Мне всё время хотелось запечатлеть мгновение, в котором живу. И я его пытался записывать в 1970-е годы. И на этой скорости, не отрываясь от собственной жизни и при этом дистанциируясь от неё я и писал. Это не поток сознания, как, например, у сюрреалистов, потому что они владели высоким искусством отрыва от реальности. Простая и естественная техника, которая началась в Воронеже. Это сумасшествие, которое может далеко завести человека! Что со мной и случилось. Я писал роман – а по пути жил, сдавал экзамены, общался с людьми. Для своих товарищей я был, видимо, непереносим! Представьте себе человека, с которым вы говорите, он говорит с вами и тут же записывает, что говорите вы, что говорит сам в ответ, записывает свои фантазмы и одновременно – реальность. Так я существовал довольно долгое время.

В Воронеже, кажется, в 1977 году завершил эти писания. А жил тогда на улице Советской культуры, где-то недалеко от Берёзовой рощи. У меня была комнатка размером с этот стол. Жил в частном доме, помню бабку, у которой жил, совершенно потрясающую, Галину Ивановну. Василий Иванович – её муж, строитель. У них имелся садик, страшный капризный кот, такой же внук. Она мне всё говорила: «Умная голова, да дураку досталась!», когда я в три ночи приходил. Когда она спала, не знаю. И вот я у неё жил и складывал свои писания в красную сумку.

Юхананов с юмором поведал о том, как закончив роман в формате «витального акынства», отправился в Москву искать своих тогдашних кумиров – Владимира Высоцкого, Анатолия Эфроса и Андрея Вознесенского, и это привело к весьма бурным приключениям, изложить которые на газетных страницах, увы, не позволяет объём.

Позже режиссёр поделился воспоминаниями, как подрабатывал здесь тем, что писал серию стихов о Воронеже, которые «продавал за копейки бывшему главному режиссёру ТЮЗа» – видимо, для какого-то спектакля:

– Помню строчки, которые писались в ночном угаре: «Мне приснился Воронеж, этот сон был, как дар мне. Я люблю тебя, город, такой юный и давний!». То были первые опыты заказной поэзии!

В один из фестивальных дней прошла презентация второго юханановского романа «Моментальные записки сентиментального солдатика», в его основе – дневники, которые он вёл в армии.

– Метод письма достиг во времена, когда писался этот роман, своего предела… Он был естественным для меня, а возможно, и для времени. Время это – самое начало 1980-х годов. Служить в армию я отправился из города Брянска, куда попал по распределению, завершив своё обучение здесь, в Воронежском институте искусств. Когда в Москве говорил, что учусь во ВГИИ, у меня переспрашивали: «Во ВГИКе?». Я отвечал: «Нет, в Воронежском государственном институте искусств». Тогда он располагался в Берёзовой Роще. И вот я поехал в Брянск, но там проработал недолго. Весной очень сильно поссорился с главным режиссёром. В брянском театре я немножко прославился ролью Кащея Бессмертного в незабвенной сказке про Ивана-дурака. И был по-своему счастлив в том городе, уже, по сути, отвлечённый от всего. Возможно, понимал, что надо какуюто центрифугу образовать, и допустил ссору. И жизнь отпулила меня в Подмосковье. Никогда бы в жизни в ту воинскую часть из Москвы не попал! Но поскольку я был из Брянска, армейский пасьянс распределения людей хитро раскладывали, поэтому я оказался недалеко от Москвы и от родителей, на станции Трудовая.

Борис Юхананов считает, что интуитивно опередил тенденции, которые стали актуальными в российском театре лишь недавно – речь идёт о формате документальной драмы, о театре, который воспроизводит силами актёров подлинные события. Ему было бы интересно, если бы кто-то отнёсся к «Моментальным запискам» как к пьесе.

…Прощание с Воронежем – на долгие, как оказалось, годы – состоялось позже, в середине 1980-х.

– Уже когда учился в ГИТИСе, мой товарищ, композитор Миша Цайгер предложил мне написать либретто для оперы «Колобок». Я приехал в Воронеж, а он запер меня в своей квартире: «Не отопру, пока не напишешь!». И мне пришлось за день написать либретто. Я вообще принадлежу к тем людям, которым если поставить задачу и ограничить возможность для жизни, я её выполню. Миша это понимал. Эта опера даже прошла в театре.


Борис Юхананов. Фото Виталия Черникова

Источник: газета «Коммуна» | №11 (26758) | Вторник, 13 февраля 2018 года

Последние новости Воронежской области по теме:
Внутреннее время Юхананова

- Воронеж
Культура | Посвящённый творчеству художественного руководителя московского Электротеатра Станиславский ЮХАНАНОВФЕСТ проходит в воронежской галерее "Х.Л.А.М" О Борисе Юхананове - выпускнике Воронежского института искусств,
06:52 13.02.2018 Voronezh.Ru
Внутреннее время Юхананова - Communa.Ru
Внутреннее время Юхананова - Воронеж
Культура | Посвящённый творчеству художественного руководителя московского Электротеатра Станиславский ЮХАНАНОВФЕСТ проходит в воронежской галерее «Х.Л.А.М» О Борисе Юхананове – выпускнике Воронежского института искусств,
20:33 12.02.2018 Communa.Ru
 
По теме
Репьевский культработник победила в областном конкурсе «Творческое пространство – семья» - РИА Воронеж Жюри отметило проект Лилии Токмачевой «Давай играть» . Руководитель клубного формирования районного культурно-досугового центра Репьевского района, 34-летняя Лилия Токмачева,
18.01.2019
 
Спецпроект РИА «Воронеж». Вызовы судьбы. Как беда раскрыла художницу в работнице столовой - РИА Воронеж Мать 2 детей оказалась прикованной к постели и не сдалась. В проекте «Вызовы судьбы» журналисты РИА «Воронеж» рассказывают о чудесах и трагедиях, верности и предательстве, сложностях и радостях отношений.
18.01.2019
Липецкие чиновники требуют через суд снести новую гостиницу в историческом центре Ельца - Abireg.Ru Липецк. 18.01.2019. ABIREG.RU – Управление по охране объектов культурного наследия (УОКН) Липецкой области обратилось в Елецкий городской суд с заявлением к предпринимателю Лидии Душейко (владелица ООО «Усагро»,
18.01.2019
 
Выставка участников острогожского академического пленэра открылась в здании регионального правительства - Департамент культуры          С 17 января в зале правительства Воронежской области развернута экспозиция художественных работ участников VII академического пленэра «На родине И.Н.
18.01.2019
Вторая «Воронежская камерата» пройдёт под девизом «От барокко до джаз-рока» - Департамент культуры         17 января в Областном Доме журналистов о программе и участниках предстоящего II фестиваля камерной музыки «Воронежская камерата» рассказала художественный руководитель филармонии Ирина Авралева.
18.01.2019
IMG 20190113 133158 - Администрация 14 января в выставочном зале Союза Художников в г. Воронеже, ул. Пушкинская, д.7 открылась I Всероссийская выставка «Кукольное поМИШАтельство».
18.01.2019
 
Жителю Россоши предъявлено обвинение в краже, разбойном нападении и убийстве сторожа - Следственный комитет Следователем Россошанского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области 36-летнему жителю города Россошь предъявлено обвинение в совершении
17.01.2019 Следственный комитет
Спецпроект РИА «Воронеж». Вызовы судьбы. Как беда раскрыла художницу в работнице столовой - РИА Воронеж Мать 2 детей оказалась прикованной к постели и не сдалась. В проекте «Вызовы судьбы» журналисты РИА «Воронеж» рассказывают о чудесах и трагедиях, верности и предательстве, сложностях и радостях отношений.
18.01.2019 РИА Воронеж
Выставка участников острогожского академического пленэра открылась в здании регионального правительства - Департамент культуры          С 17 января в зале правительства Воронежской области развернута экспозиция художественных работ участников VII академического пленэра «На родине И.Н.
18.01.2019 Департамент культуры
Вторая «Воронежская камерата» пройдёт под девизом «От барокко до джаз-рока» - Департамент культуры         17 января в Областном Доме журналистов о программе и участниках предстоящего II фестиваля камерной музыки «Воронежская камерата» рассказала художественный руководитель филармонии Ирина Авралева.
18.01.2019 Департамент культуры
Отправиться на поиски Деда Мороза, полетать на самолете и найти кладовку с вкусностями.
15.01.2019 Газета Берег
Они делали коллективное фото в виде смайлика, катались на собачьих упряжках, вызывали стужу и снег.
11.01.2019 Газета Берег
В концертном зале Event-Hall Сити-парка «Град» 5 декабря выступила одна из самых популярных певиц российской эстрады Елена Ваенга.
19.12.2018 Газета Берег
Геликоптер «Желание» - Газета Берег Какой мальчишка не мечтает полетать? Для 17-летнего Дениса Уварова, пациента воронежского детского хосписа, эта мечта стала реальностью.
18.01.2019 Газета Берег
«Залов не хватает». Как в Воронеже развивается спортивная борьба - РИА Воронеж Мнения экспертов и родителей юных спортсменок. В 2019 году исполнится 111 лет, как уроженец Воронежской губернии Николай Панин-Коломенкин завоевал первое в истории России олимпийское золото.
18.01.2019 РИА Воронеж
Мастерство и элегантность Главная на сегодня звезда воронежского спорта, 18-летняя гимнастка Ангелина Мельникова в уходящем году немало порадовала поклонников своего таланта.
11.01.2019 Газета Берег
Региональный Центр спортивной подготовки сборных команд обнародовал традиционные рейтинги лучших атлетов Воронежской области по итогам уходящего года.
27.12.2018 Газета Берег
2019_ 01_18_t_205.jpg - Правительство Воронежской области 18 января губернатор Александр Гусев провел совещание по вопросу эксплуатации очистных сооружений ООО «Левобережные очистные сооружения» (ЛОС) в городском округе город Воронеж.
18.01.2019 Правительство Воронежской области
ДТП на улице Шишкова. Фото: vk.com/vrndtp За оперативные сутки в регионе зарегистрировано 124 дорожно-транспортных происшествия, в том числе 86 – в городе Воронеже, 35 – в муниципальных районах, три – на федеральных автотрассах.
18.01.2019 Voronezh-News.Net
Мировым судом Чаплыгинского района Воронежской области юридическое лицо привлечено к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица Управления Россельхознадзора по Воронежс
18.01.2019 Россельхознадзор
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору доводит до органов управления ветеринарией субъектов и участников внешнеэкономической деятельности информацию о приостановлении реализации лекарственного сред
18.01.2019 Россельхознадзор