У времени в плену

Театр

В Воронежской государственной академии искусств состоялся трёхдневный семинар «Документальный театр»

«Вербатим (от лат. verbatim — дословно), или документальный театр — вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX—XXI веков. Типологически соответствует литературе нонфикшн. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами», - сообщает Википедия.

Виталий Черников

Интерес драматургов (и – шире – литераторов) к документалистике возник давно. Можно вспомнить поездки советских писателей на производство, мечты ЛЕФовцев о «литературе факта». Теория у них не расходилась с практикой, пример – поставленная Всеволодом Мейерхольдом пьеса Сергея Третьякова «Рычи, Китай!» Но чаще всего результатом столкновения литератора с советской реальностью становился газетный очерк, и как раз с реальностью описанный там мир был связан мало. Хотя «художественными достоинствами» текст вполне мог обладать.

Показателен итог командировки ссыльного Осипа Мандельштама от «Коммуны» в Воробьёвский район Воронежскойо бласти. С огромным интересом общался он с жившими и работавшими там людьми, в том числе «о глубине деятельной социалистической жизни». Однако задуманной книги о колхозной жизни написать не смог. Потому что понимал: книга будет лживой.

А вот другой пример. На организованном академией искусств семинаре участники вспоминали книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва». Они целиком построены на интервью с очевидцами Чернобыльской катастрофы, участниками Великой Отечественной и Афганской войн. Некоторые из книг стали основой для спектаклей.

Представители нового поколения российских драматургов, заявившие о себе на рубеже веков, нередко используют фрагменты окружающей нас реальности для создания пьес. Одиннадцать лет назад в Москве возник Театр.doc. Уже название говорит о том, что большая часть спектаклей сделаны как результат общения с реальными людьми. Одна из особенностей постановок – острота поднимаемых тем. Часто спектакль – повод для разговора о проблемах общества.

Одним из экспериментов, к которым причастен ректор ВГАИ Эдуард Бояков, стал проект «Человек.doc» - десять принципиально разных по форме спектаклей-монологов российских композиторов, поэтов, философов, художников – представителей разных поколений с очень разными жизненными воззрениями. В восьми случаях на сцену выходят в роли себя сами персонажи. Например, художник и коллекционер Александр Петлюра, композитор Владимир Мартынов.


- Начинаешь говорить: «Мартынов, выдающийся композитор…» Но ведь нужно сказать и о том, что он писатель, философ! Нельзя не поведать и о его церковном опыте: он был правой рукой Владыки Питирима. А дальше хочется сказать о путешествиях в Индию и Тибет… - признаётся Эдуард Бояков.

Показанный в Воронежском концертном зале спектакль о судьбе известного советского драматурга Александра Гельмана – некоторым образом исключение из правила. В персонажа перевоплощается актёр Фёдор Степанов. Совсем не важно, что персонаж моноспектакля был «самым знаковым драматургом брежневской эпохи», «признанным мастером производственной пьесы», лауреатом каких-то премий. Бояков признался даже, что не ставил перед актёром задачи точно копировать, «снимать» персонажа.

О себе рассказывает старик, переосмысляющий свою жизнь. Человек, в годы Второй мировой потерявший в еврейском гетто всех родных и, чтобы не сойти с ума, силой воображения превративший происходивший вокруг ужас в часть детской игры.

- Я старею, старею. Это обстоятельство меня сильно занимает. Мне бесконечно интересно наблюдать, как это происходит со мной, - с этого признания начинается спектакль.

Перед нами – один из шестидесятников, пришедших в этот мир в начале 1930-х и завершающих свой жизненный путь. Это поколение идеалистов так, по сути, и не осуществило свои мечты. «Мы состарились, износились, своё отработали, и нам не повезло. Не успели вырваться из-под всевластия КПСС, как попали под всевластие старости. Опять – это нельзя, то нельзя, ничего нельзя!» Сначала эти люди, с горечью признаётся Александр Гельман, поверили в социализм с человеческим лицом, потом решили, что в России можно запросто построить капитализм с человеческим лицом. А теперь уже и не важно, какой госстрой на дворе. Жизнь прожита; «главное в жизни – это то, что она очень короткая».

Автор советских производственных драм на склоне лет внезапно начал писать стихи о более важном, чем «социализм с человеческим лицом» и тем более, чем Госпремия. Стихи странные, порой как бы не очень «умелые» и оттого местами очень пронзительные – об уснувшем времени, о смерти и ежедневном её преодолении.

В семинаре приняла участие театральный критик Елена Ковальская. Студенты академии узнали, что такое вербатим, на практике, получив задание: взять интервью у одного или нескольких людей о том, как они прожили 1990-е, и на основе этой беседы составить рассказ на три минуты. Не забывая, разумеется, о речевых особенностях рассказчиков.

На следующий день студенты показали первые результаты своих «полевых исследований».

Источник: газета «Воронежская неделя» № 43 (2132), 23.10.2013г.

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться .



Ещё новости о событии:

Театр В Воронежской государственной академии искусств состоялся трехдневный семинар «Документальный театр» "Вербатим (от лат.
09:04 23.10.2013 Voronezh.Ru - Воронеж
Театр В Воронежской государственной академии искусств состоялся трёхдневный семинар «Документальный театр» «Вербатим (от лат.
08:11 23.10.2013 Communa.Ru - Воронеж
 
По теме
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека