Трудности постижения

VIII Международный Платоновский фестиваль искусств

Воронежцы увидели три спектакля по Андрею Платонову

Платоновская программа фестиваля становится всё короче и короче. Может быть, не хватает достойных спектаклей, может, интерес к творчеству столь глубокого и самобытного писателя в театрах падает в связи с желанием больше развлекать - кто знает?

Людмила РОМАНОВА

Анализируя платоновские спектакли на прошлых фестивалях, я сетовала на то, что режиссеры стали подменять трагические истории на мелодраматические, что берутся в работу, как правило, три названия - "Фро", "Возвращение" и "Река Потудань" - инсценировки прозы и совсем отсутствует драматургия писателя. Только наш Камерный в разные годы представлял именно пьесы: "14 красных избушек" и "Дураки на периферии".

На нынешний фестиваль привезли три постановки, причем в приоритете совсем другие вещи: очень популярен рассказ "Корова", а также "Семён" и "Юшка".

"Корову" три года назад представлял казахстанский "Артишок" (очень хороший спектакль, правда, налет мелодраматизма тоже присутствовал), а сейчас рассказ инсценирован студентами театральной мастерской Геннадия Тростянецкого (РГИСИ, Санкт-Петербург). Режиссеры - Камиля Хусаинова и Евгения Колесниченко. Все участники работают с полной самоотдачей, на грани натурализма и условности. Основная мысль прочерчена четко, ясно, определенно. Сама Корова (Евгения Колесниченко) очень обаятельна, равно как и актер, играющий Мальчика. Его последние слова: "Корова отдала нам все: молоко, теленка, кожу, мясо, внутренности" вызвали у меня некую перекличку с толстовским "Холстомером", где подобные же слова сказаны о лошади, которая принесла людям больше пользы, чем её хозяин. И сразу стала ясна традиция преемственности, которую Тростянецкий, ученик великого Георгия Товстоногова, передает по наследству своим ученикам. За них можно только порадоваться.


Второй спектакль, "Когда зима начнет подогреваться?", привезли из далекого Кудымкара Коми-Пермяцкого драматического театра имени М.Горького. Инсценировка, сделанная режиссером спектакля Ириной Астафьевой, включает три рассказа Платонова ("Семён", "Юшка" и "Девушка Роза"), а также личные истории артистов-исполнителей. Не совсем ясна связь между этими частями (может, это поклон театру-док), но чужеродно они не выглядят, в структуру спектакля вполне вписаны.

В "Юшке" тоже нет надрывности и осуждения жестокости односельчан героя. Это жизнь, в которой всё нужно принимать как должное.

По-моему, это единственный спектакль фестиваля, где есть внятная сценография Марии Рыковой (верхний балкончик с музыкантами и певцами, нижняя часть с валунами и канавками с водой, которая используется по ходу действия). В спектакле слаженный актерский ансамбль, где трудно кого-либо выделить. Жестокое содержание рассказов не сглаживается умильностью, даже в "Семёне", где можно было бы внести ноту любования самоотверженностью мальчика, готового заменить новорожденной сестренке умершую родами мать. Нет, поступок его вполне естественен (а как же иначе?) и лишен малодраматизма.

В "Юшке" тоже нет надрывности и осуждения жестокости односельчан героя. Это жизнь, в которой все нужно принимать как должное.

И даже в "Девушке Розе" - военном рассказе Платонова - жизнерадостность героини побеждает ту жестокость, с которой немцы обошлись с ней. Спокойна и непоколебима уверенность писателя в бессмертии своего народа - вот что делает спектакль подлинно платоновским произведением.

И, наконец, мы увидели еще одного "Семёна" - моноспектакль болгарского актера Дмитрия Маркова из драматического театра "Стефан Киров" города Сливен. Артист вложил много темперамента и сил в свое создание, выделив идею самоотверженности мальчика. В конце спектакля есть довольно щекотливый момент, который, боюсь, не все зрители правильно поняли. Ребенку (кукле, конечно) стало холодно, и Семен снимает с себя всю одежду, чтобы его закутать, оставаясь совершенно обнаженным. Это абсолютно работает на идею спектакля: он действительно готов все отдать ради новорожденной. В этом такой жест доверия к зрителю!

Что сказать в заключение? Платоновская программа восьмого фестиваля порадовала попыткой уловить и передать стиль и язык великого нашего земляка, не изменяя трагизма его мироощущения. А это дорогого стоит.


Сцена из спектакля "Корова. Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.

Источник: газета "Коммуна" |Б„–48 (26795) | Вторник, 26 июня 2018 года

Источник: Газета "Коммуна"

Ещё новости о событии:

Двенадцать дней VIII Международного Платоновского фестиваля уже стали историей, в которой останутся ярчайшие события масштабного форума искусств, объединившего представителей 13 стран.
16:32 26.06.2018 Газета Берег - Воронеж
VIII Международный Платоновский фестиваль искусств Воронежцы увидели три спектакля по Андрею Платонову Платоновская программа фестиваля становится всё короче и короче.
08:02 26.06.2018 Voronezh.Ru - Воронеж
 
По теме
Автор фото: Дом журналистов Немецкие режиссёры о «100% Воронеж»: «Нас удивила самоцензура жителей города»2018-06-07 11:27:00 Одним из самых заметных событий прошедшего Платоновского фестиваля стал спектакль «100% В
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека