Спектакль до востребования: о японском колорите в постановках Воронежского академического театра драмы

Спектакль до востребования: о японском колорите в постановках Воронежского академического театра драмы
Фото: voronezh-news.net
Спектакль «Академия смеха», обладатель областной театральной премии «Браво!» в двух номинациях, ушел из репертуара Воронежского государственного академического театра драмы им. А.Кольцова. Постановка с японскими мотивами продержалась на сцене три года.

– К сожалению, этим спектаклем всегда интересовался лишь ограниченный круг зрителей. Но театр поставлен в такие условия, что содержать постановку, которая не продается, мы не имеем возможности, – признался художественный руководитель театра и режиссер спектакля Владимир Петров и добавил, что финальный аншлаг создан искусственно: многих театр пригласил бесплатно.

Спектакль был задуман как остроумный парадокс, в котором тривиальная история раскрывается с нетривиальной стороны. Это увлекательный психологический поединок – спор талантливого комедийного автора и цензора, напрочь лишенного чувства юмора, и то, к чему он приводит. Словесные баталии с претензией на переубеждение, попытка «поменяться ролями» и, конечно же, взятка – чем еще задобрить неуступчивого цензора? Итог – не просто примирение сторон или победа одного над другим, а возвышение искусства, осознание его подлинных целей. Играли спектакль Вячеслав Гардер, исполнивший роль офицера службы безопасности отдела цензуры Мацуо Сакисака, и Егор Козаченко, воплотивший в этом спектакле образ драматурга Хадзими Цубаки, пишущего для театральной труппы «Академия смеха».

Японский колорит в постановке нашего академического театра неслучаен. И не только потому, что она создана на основе пьесы японского драматурга Коки Митани. Владимир Петров побывал на гастролях в Стране восходящего солнца и проникся тем, как там все устроено. Вечер японской культуры был посвящен воспоминаниям худрука о Токийском художественном театре и спектаклю «Академия смеха» с духом японской эклектики.

– Японская культура сама по себе уникальна. Если рассказывать о том, как живут артисты, многие станут удивляться. В труппе Токийского художественного театра 150 человек, но деньги получают лишь те, кто репетирует. Если ролей нет, то спасает свой маленький бизнес: кто-то водит автобус, кто-то присматривает за стариками, а, например, одна актриса, сыгравшая в моем спектакле «На дне», что я там ставил, содержит кафе на четыре столика. Такой вот жестокий мир капитализма, – рассказал Владимир Петров.

К пьесе Коки Митани режиссер обратился во второй раз. Впервые «Академию смеха» Владимир Сергеевич представил в Омске. Позже он поставил «Женщину в песках» по Кобо Абэ, показанную в том числе на сцене Токийского театра. Кроме того, Владимир Петров на встрече, посвященной Японии, рассказал о том, каково работать рука об руку с японскими артистами.

– В Японии очень большое уважение к русскому театру, к Станиславскому. Когда я проводил читку пьесы «На дне», слушать меня пришли 85 человек, при том, что в произведении всего 12 действующих лиц! Они пришли, достали блокноты и стали записывать все, что я говорю – я же от Станиславского приехал! – шутил Петров. – И еще это люди высоко дисциплинированные, выполняют все четко на сцене. Когда мы репетировали «На дне», я рассказывал, как русские пьют водку. У японцев был стереотип, что мы пьем быстро, всегда занюхиваем рукавом и хватаемся за закуску. Я объяснил, что пьем мы спокойно.

Позже зрители поблагодарили артистов за спектакль, пожелали им и театру новых проектов и успехов.

Когда спектакли со сцены уходят, артисты ностальгически грустят о прекрасном былом времени. Уход этого спектакля – разочарование вдвойне: «Академия смеха» – обладатель областной театральной премии «Браво!» сезона 2015-2016 гг. в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Лучший актерский дуэт». «Академия смеха» – история, рассказанная в ограниченных декорациях (действие происходит только в кабинете цензора – прим. авт.), которая ни на минуту не становится скучной. «Академия смеха» – это актуально и жизненно. И то, что больше мы не увидим в списке репертуарных спектаклей. По крайней мере, в том же виде.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото предоставлено драмтеатром

Справка «Горкома36»

Владимир Петров родился 17 октября 1946 года в Киеве. Учился на актерском факультете Киевского театрального института имени И.К. Карпенко-Карого (курс Л.Олейника, окончил в 1972 году), затем там же, на режиссерском факультете (курс В.Судьина, окончил в 1979 году).

В качестве актера работал во время обучения в Харьковском академическом театре им. Т.Г. Шевченко. С 2011 года по настоящее время – художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени Алексея Кольцова.

Источник: https://gorcom36.ru
 
По теме
Премьеру наметили на 14 апреля. Воронежский «Театр равных» представит комедийный спектакль по рассказам писателя Аркадия Аверченко «Дела семейные» на малой сцене воронежского ТЮЗа (улица Дзержинского, 10а) в 17:00 воскресенья,
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека