Русская жизнь в круговороте Сансары

Русская жизнь в круговороте Сансары
Фото: voronezh-news.net
31.05.2019 07:19 Кольцовский театр в четвёртый раз стал площадкой для творческого семинара-лаборатории СИТО – Современное Исследование Театральных Объектов.
Смотреть фотографии Эскиз спектакля «Лайк, лайк, лайк» (режиссёр Дмитрий Мышкин). Фото Валерия Драбова

На сей раз творческим экспериментов в стенах Воронежского академического театра драмы занимались режиссёры-магистранты Школы-студии МХАТ и Центра имени В.Мейерхольда. Молодые режиссёры из России, Польши и Казахстана приехали, чтобы сделать с местными актёрами эскизы спектаклей по шести новым пьесам. Авторы текстов – участники и лауреаты театральных фестивалей последних лет. Среди них – Ольга Шиляева, Андрей Иванов, работающий ныне в статусе чуть ли не классика «новой драматургии» Павел Пряжко.

Сценическая жизнь этих текстов пока только началась: на сегодняшний день больше всего, кажется, повезло пьесе Саши Денисовой «Лайк, лайк, лайк» – премьера спектакля по ней состоялась в феврале в Твери.

В театре ещё шли репетиции, когда режиссёры встретились с воронежскими журналистами. Как отметил автор идеи Никита Рак, в 2019 году семинар-лаборатория оказался рекордным по количеству участвующих режиссёров и пьес. Он напомнил журналистам о том, что когда проект придумывался, «была умозрительная идея, что одно из названий потом попадёт в репертуар». В итоге задумку удавалось реализовать не всегда. Скажем, по итогам прошлогоднего «Сита» два эскиза стали полноценными спектаклями, а идею завершить постановку по одной из пьес Ивана Вырыпаева удалось осуществить года через три после создания черновика.

Никита Рак отметил, что прошлогодний эскиз по абсурдистской пьесе-притче Константина Стешика после завершения работы над ним «имеет своего зрителя и, несмотря на все опасения, прожил в достаточно комфортных условиях». На четвёртый семинар попала другая пьеса этого белорусского драматурга «ПСИБО». Над ней работала Галина Зальцман.

– Все его пьесы для меня – всегда ожог, – призналась она. – Там очень агрессивная ситуация, и для меня это тоже приключение, потому что я с такими текстами не сталкивалась в своей работе. Это довольно страшно. Но меня очень интересует театр испуганного взрослого. Мы живём в очень агрессивной среде. Мир жесток, и у Стешика это доведено до абсурда. Человек находился в тисках жизни, они всё сжимаются и сжимаются – для того, чтобы человек смог освободиться от самого себя. То есть увидеть себя со стороны, увидеть маленького испуганного мальчика, который сидит внутри тебя и смотрит на этот мир, который ему кажется грубее, чем он есть на самом деле.

– Пьесу Андрея Иванова «С училища» я в первый раз услышала на фестивале «Любимовка» в постановке Александра Вартанова, который больше кинорежиссёр. И мне показалось, что не зря он взял именно её. Это крепко сбитая, очень реалистичная пьеса, и мне захотелось поставить её в театре, - рассказала Женя Саргина.

– Я работаю с явлениями, – подчеркнул Дмитрий Мышкин. – Есть у меня спектакль «Русский рок». Там нет драматурга, а есть то, что я на эту тему собрал. Или, например, Достоевский… Беру тему и занимаюсь собирательством.

Эскиз спектакля «С училища» (режиссёр Женя Саргина).
Фото Валерия Драбова

Режиссёр признался, что давно подбирался к теме Интернета. Читал разные тексты по теме – научные, художественные… Но ни один до конца не удовлетворял. Но однажды прочитал «Лайк, лайк, лайк» Саши Денисовой – и понял: это то, что надо.

Действие пьесы происходит буквально в Фейсбуке. Четыре персонажа – одинокий пожилой литератор, недовольная своей жизнью девушка, известный кинокритик и кормящая мать – пишут посты – о собаках и пингвинчиках, отечественном кинематографе и заболевшей ноге, финансовом кризисе и тайнах Вселенной, падении самолёта и страхе слежки, комментируют друг друга – и лайкают, лайкают, лайкают. В одной из предфинальных сцен «все говорят одновременно, нелогично, невпопад, но говорят, образуя один непрерывный гул языка — распадаясь на слова, которые уже ничего не значат».

Большую часть представления персонажи не раскрывают рта: их голоса записаны заранее. Одна ходит с детской коляской, другой, в потрёпанном халате, мучает электрогитару, третья с отчаянным видом таскает туда-сюда диван, четвёртый безэмоционально наблюдает за остальными. Порой все ходят по кругу, не обращая внимания друг на друга. Текст, звучащий в это время из колонок, подчас никак не соотносится с состоянием, в котором пребывает его «автор», не важно, отчаяние это или равнодушие. Но каждому режиссёр предоставляет шанс хотя бы раз обратиться с монологом к зрителям – впрочем, и в эту минуту персонаж не обязательно выглядит искренним. Актёрам, по условиям предложенной «игры», почти не приходится демонстрировать глубины психологического вживания в образ. Однако каждый своего прячущегося за мемами и смайликами персонажа весьма убедительно очеловечил (что называется, одним шевелением плеч).

Драматург Саша Денисова приехала в Воронеж и приняла участие в обсуждении увиденного со зрителями (а затем ещё и выступала как модератор на обсуждениях других эскизов).

– Пьеса «Лайк, лайк, лайк» была написана по заказу, – вспоминала она. – Иван Вырыпаев, будучи тогда художественным руководителем театра «Практика», заказал её. Обязательным условием было наличие темы сансары, потому что Ваня увлекается восточной философией.

В её пьесе есть эпиграф из «Трёх сестёр» Чехова: «Жизнь их текла по известным формулам». Жизнь героев пьесы – «круговорот постов, комментариев и реприз», но сильно ли отличаются эти люди от тех, кто наблюдал за их жизнью в Интернете в качестве зрителя творческого семинара-лаборатории СИТО?
Среди тем, поднимаемых современными драматургами, есть и такие, которые могут шокировать зрителя, грезящего о таком театре, какой был во времена, когда его школьником организованно водили в ТЮЗ. Молодые авторы не боятся говорить о насилии – в том числе государственном, о человеческой разобщённости, о социальных проблемах, о жизни людей, по тем или иным причинам вытесненным из социума. Конечно, не всегда на выходе получается удачный текст или спектакль. Отбор (не всегда, наверное, справедливый) осуществит время. Главное, чтобы эти тексты были прочитаны.

Виталий ЧЕРНИКОВ.

https://communa.ru/kultura/russkaya-zhizn-v-krugovorote-sansary-/ Источник: http://communa.ru

Ещё новости о событии:

Русская жизнь в круговороте Сансары - Voronezh-News.Net
31.05.2019 07:19 Кольцовский театр в четвёртый раз стал площадкой для творческого семинара-лаборатории СИТО – Современное Исследование Театральных Объектов.
09:40 31.05.2019 Voronezh-News.Net - Воронеж
Кольцовский театр в четвёртый раз стал площадкой для творческого семинара-лаборатории СИТО – Современное Исследование Театральных Объектов.
08:04 31.05.2019 Communa.Ru - Воронеж
 
По теме
Коллаж Натальи Коньшиной. Событие | Девятый Платоновский фестиваль искусств открывается в Воронеже 1 июня Нынешний год для Платоновфеста – особенный.
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека