Поэтесса Вера Полозкова в Воронеже: «В XXI веке роскошь – писать от руки»

Интервью о персонажах стихов, семье и хейтерах.

Поэтесса Вера Полозкова выступила с программой «Высокое разрешение» в Воронежском концертном зале вечером в понедельник, 12 марта. Со своей командой музыкантов и художников она представила новые произведения из индийского и венецианского циклов, а также детские стихи из книги «Ответственный ребенок».

До выступления Вера Полозкова дала интервью, где рассказала о творчестве, сыне и новой книге.

– Вера, есть мнение, что вы популярны потому, что еще и внешне привлекательны. Считают, что вы стали знаменитой легко и быстро. Согласны?

– Нет, это никак не связанные вещи. Мне уже 12 лет приходится оправдываться перед профессиональным сообществом: «Я правда много работаю!».

– У вас много почитателей, подражателей, но и тех, кто ругает ваше творчество. Как относитесь к критике?

– Критика – всегда ад. Я никогда не черпала в критике ни спортивной злости, ни ощущения востребованности. Это тяжелое испытание – когда читаешь весь этот негатив и не можешь поверить, что у незнакомых людей может быть такой объем ненависти к тому, что ты делаешь.

– В одном интервью вы сказали: «Я всегда пишу про себя, кем бы ни являлась в настоящий момент – стареющим грузином, эмигрировавшим в Америку, или девушкой, влюбившейся во взрослого мужчину». Как эти персонажи в вас уживаются?

– Все эти люди, мои персонажи, населяют меня. Мне кажется, я от них не избавляюсь. Просто пытаюсь в какой-то момент с ними примириться и договориться. И дальше мы уже не нарушаем личных границ. Как говорит мой любимый автор Линор Горалик, я все это пишу, чтобы выплеснуть из своей головы, чтобы оно меня больше не терзало.

Взять хотя бы мой текст про Кэти Флинн, пожилую торговку воспоминаниями. Мне кажется, что у нее есть своя лавочка в моей голове, у нее там какие-то клиенты, старые банки с воспоминаниями.

Весь мой цикл «Короткий метр» про разных персонажей. Мне кажется, они могут дислоцироваться в одном месте – в несуществующем городе, как в фильме «Крупная рыба». В книжке, которая у меня выйдет весной, тоже будет «Короткий метр», уже следующий.

– Поэтесса Лариса Рубальская рассказывала, что написала стихотворение «Напрасные слова» в коровнике. А где вас посещает муза?

– На полустанках, в поездах, в неизвестных индийских деревнях, в гостиницах с окнами, закрывающимися на засов, и с тараканами размером с MP3-плеер. Я всегда много путешествовала и продолжаю это делать. Вдохновение приходит в самых неожиданных местах.

– А можете проснуться среди ночи, чтобы записать какие-то строки?

– Бывает, что в течение нескольких часов, сидя на каком-нибудь ответственном совещании, интервью или встрече, ты не можешь понять, что происходит. Это случается потому, что не можешь дописать текст, и он занимает всю оперативную память. Ты подвисаешь, не можешь найти ответы на простые вопросы или проезжаешь станцию метро. Или не понимаешь, о чем тебя спрашивает водитель такси. В это время ты мучительно пытаешься додумать какую-то строчку. И это забавный процесс.

– Пишете на бумаге или на компьютере?

– Только на бумаге. У меня есть любимый блокнот. Я серьезно отношусь к выбору блокнотов и ручек. В XXI веке это роскошь – писать от руки. Это такая серьезная история про верность.

– Вы служили в театре «Практика». Как решились без актерского образования?

– Сказать, что я была актрисой в полном смысле этого слова, нельзя. Потому что  я читала стихи  точно так же, как делаю это в другой своей жизни. Иногда читала стихи других авторов. Мы сделали ряд спектаклей, которые шли с аншлагами и пользовались успехом несколько лет. Тем не менее, стать актрисой не довелось. Хотя у меня был небольшой опыт съемок в короткометражке. Но это все детский сад.

– Чем радует ваш сын Федор?

– Федору еще нет четырех. Он музыкант – использует подручные средства, чтобы извлекать классные звуки. Он, скорее, в отца пошел, потому что гитары и любые звучащие вещи – это самое для него притягательное.

– А рифмовать он еще не пробовал?

– Нет, он только заговорил месяцев восемь назад. Мы пока подождем с рифмами. Но сказки он рассказывает, любит большие игры на воображение. Он целый вечер может быть кем-то еще, неким героем, и говорить мне: «Мама, ты такой-то герой из мультика». И мне нельзя выходить из образа.

– Скоро вы во второй раз станете мамой. Как Федор к этому относится?

– У него слишком радужные ожидания. Он не знает, что его ждет на самом деле. Поэтому пока кайфует. Время от времени, когда у него хорошее настроение, он пытается поделить свой автопарк на несколько частей, чтобы какую-то часть отдать брату. Он знает, что это брат, и радуется, что скоро у него будет друг.

– Кого-то читаете из современных российских поэтов?

– Нельзя существовать вне контекста. Люблю Льва Оборина, Полину Барскову, Сергея Гандлевского, Анну Русс, Дану Сидерос, Катю Перченкову. Катя – тихий, скромный автор, при этом у нее есть гениальные вещи. Мы дружили по юности с Алей Кудряшевой, когда вели стихотворные ЖЖ. Могу назвать фамилий 30 ныне живущих поэтов, за которыми слежу постоянно в подборках и в Facebook.

Взгляд из соцсетей: Вера Полозкова в Воронеже

– А кого из представителей музыкальных жанров можете назвать поэтами?

– Борис Гребенщиков, с которым я знакома довольно близко. Лет, наверное, восемь. БГ – великий русский поэт, помимо прочего. Что касается рэперов, с которыми мне приписывают дружбу, включая Ваню Алексеева, Мирона Оксимирона и прочих… В силу того, что мы много пересекались, я не рискну называть все, что они делают, поэзией. Потому что это разные жанры, преследующие разные цели. Но в каких-то своих вершинах поэтическая история и рэп-история сближаются. Потому что голос в рэпе – это еще один инструмент, который создает ритмическую конструкцию, которая гораздо важнее текста. А текст можно менять произвольно. Это напрямую противоречит тому, как устроена поэтическая вещь. В рэпе идет бесконечное набивание словами – чем больше слов, тем круче и острее это звучит.

– Правда, что вы занимаетесь духовными практиками, как  Борис Гребенщиков ?

– Я много что попробовала в жизни. Но я не настолько дисциплинированный человек, чтобы делать это постоянно. Но время от времени я к этому возвращаюсь. В частности, для познания себя я сидела в ашраме (обитель мудрецов и отшельников . – РИА «Воронеж ) в Индии, в Мумбае. Это такой огромный ашрам, где у каждого своя маленькая комната. Это была десятидневная практика молчания и свободы от всех гаджетов, плюс примерно девятичасовые медитации. Это был один из самых серьезных опытов.

– Что вам далось труднее всего: не есть, не говорить, медитировать?

– Труднее всего столкнуться с адом у себя в голове, от которого ты не можешь убежать ни в телефон, ни в книжку, ни на улицу. Да, многие люди впервые с этим сталкиваются. В реальной жизни у нас тысячи возможностей сбежать от себя. На моих глазах происходили мощные трансформации. Это потрясающее зрелище. В самый последний день можно было поговорить и познакомиться. Оказывалось, что слова не значат ничего. Ведь за эти десять дней молчания ты понимаешь без слов, зачем человек приехал, что он преодолевает и что с ним происходит.

– Что вы поняли про себя?

– Для меня это большая чистка. После этого какое-то время пребываешь в ощущении всемогущества – ты не ведешься на агрессию, собран, решаешь сложные задачи за 15 минут. Мне пришло предложение написать песенный текст, и он был написан за полчаса вместо моей обычной недели с муками и истериками. Но так как это требует ежедневной практики, через какое-то время реальность опять становится заскорузлой, и ты об нее ранишься. И все опять идет не так, как бы хотелось...

В Воронеже Вера Полозкова читала стихи, рассказывала о медитации и новой книге

– Индия, судя по телепередачам, – это бедность и антисанитария.

– Недавно месяц жила в Индии. Я езжу туда каждую зиму с сыном. Эти полтора миллиарда людей (их в 10 раз больше, чем в России) разработали кодекс отношений, где никто никому не враг, не истребитель, не оценщик. При такой организации жизни они умудряются жить и давать жизнь другим. И я учусь у них, как можно, довольствуясь невероятно малым, быть довольным своей жизнью.

Что касается возможности чем-то заразиться, бедности и ада в головах – в России это пострашнее. После Индии в Москве страшно оставаться. Возможно, я бы и хотела переехать в Индию навсегда. Но мне это не по карману.

– «Судьба есть контурная карта – ты сам себе геодезист» – строчка из вашего стихотворения. А вы ощущаете себя творцом своей судьбы?

– Этот текст я написала в 19 лет. И мне кажется (как ни странно), все так и есть. Хотя лет 15 назад было бы неожиданным узнать, куда приведет меня эта извилистая дорога.

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

текст — Мария Лепилова, фото — Мария Лепилова
 
По теме
В Воронеже включили праздничную подсветку телебашни - РИА Воронеж Иллюминацию будут настраивать в зависимости от события в городе. Торжественное включение архитектурно-динамической подсветки воронежской телебашни на улице Карла Маркса состоялось в 17:00 пятницы, 14 декабря.
15.12.2018
От неолита до бронзы. В Воронежском краеведческом музее выставили уникальные находки - РИА Воронеж Новая экспозиция посвящена 100-летию академической археологии. Новая археологическая экспозиция «Праистория Воронежского края: начало эры металлов» открылась в Воронежском краеведческом музее (улица Плехановская,
14.12.2018
 
В кадриль по-новому! - Галерея Чижова География фестивалей хореографического коллектива Grand Лада год от года ширится, репертуар пополняется новинками.
14.12.2018
Детское радио Воронеж и бренды «Чудо» и «Чудо-детки» поздравят жителей нашего региона и всех гостей с праздниками и приготовят сказочную развлекательную программу: мастер-классы, интерактивные игры, конкурсы и, конечно же,
14.12.2018
ОБЗОР СОЦСЕТЕЙ: Воронежский фестиваль детской литературы «Читай-Болтай» глазами серьезных взрослых - Abireg.Ru Воронеж. 14.12.2018. ABIREG.RU – Светская хроника – На минувших выходных в Воронеже прошел первый семейный книжный фестиваль детской и юношеской литературы «Читай-Болтай» имени Самуила Маршака,
14.12.2018
 
Острогожский «Малышкин театр» назван дипломантом всероссийского конкурса - Департамент культуры           Проект «Малышкин театр», созданный и реализуемый энтузиастами Острогожского народного театра, стал дипломантом I степени Всероссийского заочного фестиваля-конкурса искусств «Возрождение».
14.12.2018
 
В Павловске районный фестиваль «Радуга танца – 2018» пройдет 15 декабря - РИА Воронеж В нем поучаствуют 380 детей в возрасте от 5 до 17 лет. Открытый районный фестиваль детского и юношеского хореографического творчества «Радуга танца – 2018» пройдет в Павловске в субботу, 15 декабря.
14.12.2018
В Воронеже включили праздничную подсветку телебашни - РИА Воронеж Иллюминацию будут настраивать в зависимости от события в городе. Торжественное включение архитектурно-динамической подсветки воронежской телебашни на улице Карла Маркса состоялось в 17:00 пятницы, 14 декабря.
15.12.2018 РИА Воронеж
НОВИНКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - ВГПУ Состоялось открытое занятие по литературному краеведению «Новинки воронежской литературы (поэзия, проза, публицистика)»  в форме литературной гостиной.
14.12.2018 ВГПУ
От неолита до бронзы. В Воронежском краеведческом музее выставили уникальные находки - РИА Воронеж Новая экспозиция посвящена 100-летию академической археологии. Новая археологическая экспозиция «Праистория Воронежского края: начало эры металлов» открылась в Воронежском краеведческом музее (улица Плехановская,
14.12.2018 РИА Воронеж
В Воронежском государственном академическом театре им. Кольцова показали спектакль по пьесе знаменитого драматурга «золотого века» испанской литературы Педро Кальдерона «Молчание – золото».
12.12.2018 Газета Берег
Проект Нелли Фроловой «Архитектурные прогулки», в рамках которого участники познавательных экскурсий уносят с собой зарисовки, набирает все большую популярность.
08.12.2018 Газета Берег
Наша газета продолжает серию публикаций, посвященных 100-летию ВГУ. На этот раз речь пойдет о ВГУ в интернациональном аспекте.
04.12.2018 Газета Берег
Роман Коньков в - ХК Буран Сегодня "Буран" подписал нападающего Романа Конькова (1993 г.р.), он будет выступать под номером 80.
14.12.2018 ХК Буран
В Калининграде прошел традиционный открытый Всероссийский турнир по вольной борьбе среди спортсменов 2002-2003 годов рождения на призы Гранита Торопина – заслуженного тренера СССР,
14.12.2018 Газета Берег
Ряды воронежского «Бурана» позавчера покинул один из самых результативных защитников в истории отечественного хоккея, двукратный чемпион страны, победитель юниорского и молодежного мировых первенств Кирилл Кольцов.
14.12.2018 Газета Берег
Футбольная национальная лига признала полузащитника «Факела» Михаила Афанасьева лучшим игроком Олимп-Первенства ФНЛ по итогам ноября.
12.12.2018 Газета Берег
В ходе комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска ОП № 5 УМВД России по г. Воронежу задержали ранее судимого за имущественные преступления 32-летнего жителя Советского района,
15.12.2018 ГУ МВД Воронежской области