Письма мёртвого сценариста

Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию

Появление танцевальной труппы в драматическом театре - событие, мягко говоря, нечастое. Попытки создать проект, связанный с современным танцем, в Воронеже и раньше предпринимались, но сейчас о тех первопроходцах ничего не слышно. Благодаря Платоновскому фестивалю воронежцы узнали много нового о нынешнем состоянии хореографии, и вполне естественно, что более масштабная попытка сделать что-то своё в этой сфере осуществилась именно в стенах Камерного театра, руководимого Михаилом Бычковым.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Недавно здесь состоялась премьера уже третьего танцевального спектакля. Связана ли с конкретным местом литературоцентричность всех трёх постановок? В основе каждой - тексты, знакомые более или менее продвинутому читателю. В основе созданной совместно с фестивалем-школой TERRITORIЯ при поддержке компании СИБУР "Безмолвной весны" - роман Олдоса Хаксли "Обезьяна и сущность".

Хореограф Константин Кейхель перед премьерным показом рассказывал журналистам: "У нас была некая концепция, история, которую мы планировали сделать". Причём изначальным толчком стал вообще другой текст - даже не художественный. Но, видимо, была потребность не бессюжетное, рассчитанное на людей с богатым ассоциативным мышлением, представление показать, а рассказать с помощью танца историю.

Голливудский сценарист мучительно придумывает сюжет для нового фильма. Существенная часть первого действия "Безмолвной весны" стилизована то под нуар 1940-х, то под мюзикл 1950-х вроде "Вестсайдской истории". Появляется и киноэкран, на котором мелькают фрагменты голливудской киноклассики (порой и сам персонаж появляется), рифмуясь с происходящим на сцене (за видеосоставляющую отвечает Алексей Бычков). В воображении сценариста возникают то светская вечеринка, то сцены в психушке (а может, и вправду творческий кризис привёл его туда). Обитатели психушки не похожи на "цивилизованных людей" - но и те, кто "на воле", несут в своих повадках следы варварства. Надо ещё понимать, о каком времени идёт речь: недавно закончилась Вторая Мировая, показавшая, на какие зверства способен человек, - и острее стала заметна фальшь афоризмов про "гордое звучание" этого слова. Философы спорят, возможна ли поэзия после Освенцима. Как писал философ Теодор Адорно, "правильно, наверное, будет задаться менее "культурным" вопросом о том, а можно ли после Освенцима жить дальше; можно ли действительно позволить это тем, кто случайно избежал смерти, но по справедливости должен стать одним из тех, убитых". Человечество увидело последствия падения на город ядерной бомбы - созданной, кстати сказать, величайшими учёными мира.

Иные, едва ощутив радость победы над абсолютным злом нацизма, живут в предчувствии конца мира.

Замысел сценариста трансформируется.

Мир погиб. Оставшиеся в живых после ядерной катастрофы учёные отправляются с экспедицией на чудом уцелевшую Новую Зеландию, где исследователей ожидает неприятный сюрприз: выясняется, что эволюция повернула вспять, люди утратили свои индивидуальности и превратились в стадо животных. Первое действие - мир цивилизации (который, увы, несёт в себе вирус дикости, первобытности), второе - мир стадности (которую любитель "древних, вековых обычаев", наверное, назвал бы иначе: общинностью, соборностью и т.п.).

Использованную самку самец пренебрежительно отбрасывает ногой, как мусор (сцена небольшая, но запоминающаяся).

Забавно: все три танцевальных спектакля Воронежского Камерного неплохо друг с другом рифмуются - хотя создавали их разные хореографы, и Константин Кейхель перед тем, как приехать в Воронеж, работ коллег, почти наверняка, не видел, а зачатки замысла в голове уже держал. Видимо, и вправду тревожные мысли о том, как тонок слой цивилизованности в человеке, как легко в нём может победить тёмное начало, многих людей в России посещают... Как и в предыдущих постановках, на сцене доминирует некое "коллективное тело", в котором элементы взаимозаменяемы. Кабацкая ли драка происходит, охота ли на человека - лиц не рассмотреть. На первом представлении не всегда ощущалась монолитность группы танцоров, но тут, видимо, причина была в недостаточном количестве репетиций, после нескольких показов сыгранность станет ощутимей.

Впрочем, есть и главный герой в привычном понимании слова. В спектакле "Мы" он тоже был - и, насколько мне запомнилось, с самого начала выглядел "выпадающим звеном". В "Безмолвной весне" сценарист (он же - ученый из второго действия) не только одинок, но и пассивен. Но ведь "Мы" и рассказывало про то, как одиночка перестал ощущать себя безликим номером (не без помощи женщины), а новый спектакль, так получается, больше про слияние и поглощение.

Однако ощущения безысходности "Весна" после себя не оставляет. Может быть, благодаря некоторой иронии, которая ощущается в иных сценах. Не в последнюю очередь благодаря эклектичной (от электроники до чуть ли не джаза) музыке Константина Чистякова. Нетрудно догадаться: в ней элемент стилизации также важен. Создавалась музыка в диалоге с хореографом, трансформируясь, пока шли репетиции. Особенно усмешка авторов заметна в сценах, показывающих знакомство выжившего участника экспедиции с племенем бывших людей и их вождём (а затем - попытку человека культуры слияния с толпой). Ироничен, кстати, и слегка расплывчатый финал "Безмолвной весны" - постскриптум после трагической развязки.

Словосочетание "современная хореография" для иных любителей театра звучит пугающе. Однако этот спектакль совсем не выглядит высказыванием, малодоступным пониманию. И я имею в виду не только то, что иные эпизоды решены вполне в привычном русле, с отсылками к классическому балету. Источником вдохновения для хореографа стало произведение Олдоса Хаксли, наверное, не самого очевидного для массовой аудитории автора, но не будем забывать, что после "Обезьяны и сущности" был популярный роман Пьера Буля "Планета обезьян", ставший основой для голливудской франшизы, а жанр постапокалипсиса оказался в кинематографе второй половины XX века весьма распространён - от "Безумного Макса" до картин Константина Лопушанского.

Ощущения безысходности "Весна" после себя не оставляет. Может быть, благодаря некоторой иронии, которая ощущается в иных сценах. Не в последнюю очередь благодаря эклектичной (от электроники до чуть ли не джаза) музыке Константина Чистякова.

В интерпретации Константина Кейхеля Олдос Хаксли похож на Жюль Верна. На месте того исследователя, попавшего в лапы новозеландских дикарей, легко можно вообразить какого-нибудь Жака Паганеля. Кстати, читатели "Детей капитана Гранта" должны помнить, что Новая Зеландия - то место, куда парой веков раньше занесло и героев этого романа.


Сцена из балета "Безмолвная весна". Фото Алексея БЫЧКОВА.

Источник: газета "Коммуна" | Б„–79 (26826) | Пятница, 12 октября 2018 года

Источник: Газета "Коммуна"

Последние новости Воронежской области по теме:
Письма мёртвого сценариста

Письма мёртвого сценариста - Воронеж
Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию Появление танцевальной труппы в драматическом театре - событие, мягко говоря, нечастое.
18:55 11.10.2018 Voronezh.Ru
- Воронеж
Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию Появление танцевальной труппы в драматическом театре – событие, мягко говоря, нечастое.
17:23 11.10.2018 Voronezh-News.Net
- Воронеж
Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию Появление танцевальной труппы в драматическом театре – событие, мягко говоря, нечастое.
16:57 11.10.2018 Communa.Ru
 
По теме
/documents/34650/0/2018_12_11_t_101.jpg/110f1073-8c4f-dc12-b656-9e2b7f913dd5 - Правительство Воронежской области 11 декабря губернатор Александр Гусев провел выездное совещание по дальнейшей судьбе Воронежского государственного театра оперы и балета.
11.12.2018
 
«Жить не по лжи» | Фото 1 - ВИВТ «Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь» («Раковый корпус»).
11.12.2018
В программу лискинского кинофестиваля «Золотой лис» вошли 6 работ - РИА Воронеж Впервые в конкурсе поучаствовали профессиональные клипмейкеры. В Лисках определили фестивальную программу третьего районного кинофестиваля «Золотой лис».Фестиваль пройдет в четверг, 13 декабря.
11.12.2018
 
На совещании обсуждены вопросы участия региона в нацпроекте «Культура» - Департамент культуры         14 декабря в департаменте культуры Воронежской области состоялось совещание по вопросам реализации национального проекта «Культура» на территории региона в 2019—2024 годах.
11.12.2018
Сегодня в 06.50 час на улице Степана Солодовникова, 6 г. Воронежа произошло столкновение автомобилей «Шевроле-Нива», под управлением 49-летнего местного жителя, и  «Грейт Волл», под управлением 47-летнего местного жителя.
11.12.2018 ГУ МВД Воронежской области
/documents/34650/0/2018_12_11_t_101.jpg/110f1073-8c4f-dc12-b656-9e2b7f913dd5 - Правительство Воронежской области 11 декабря губернатор Александр Гусев провел выездное совещание по дальнейшей судьбе Воронежского государственного театра оперы и балета.
11.12.2018 Правительство Воронежской области
Праздник для юных читателей - Communa.Ru В воскресенье, девятого декабря, в Воронеже завершился трёхдневный Фестиваль детской литературы «Читай-болтай» имени С.Я.Маршака.
10.12.2018 Communa.Ru
Проект Нелли Фроловой «Архитектурные прогулки», в рамках которого участники познавательных экскурсий уносят с собой зарисовки, набирает все большую популярность.
08.12.2018 Газета Берег
Наша газета продолжает серию публикаций, посвященных 100-летию ВГУ. На этот раз речь пойдет о ВГУ в интернациональном аспекте.
04.12.2018 Газета Берег
DSCN0668 - Администрация Совершили медработники районной больницы  в районных соревнованиях по плаванию в зачет X Спартакиады предприятий, организаций и сельских поселений Россошанского муниципального района.
11.12.2018 Администрация
Традиционный праздник, посвященный подведению итогов футбольного сезона-2018, прошел во Дворце творчества детей и молодежи.
08.12.2018 Газета Берег
Воспитанница воронежской СДЮСШОР №4 Алена Степанова, которая тренируется под руководством наставника Игоря Иванова, успешно выступила на Всероссийских соревнованиях по боксу «Олимпийские надежды».
08.12.2018 Газета Берег
Определились имена номинантов на традиционную национальную премию «Первая пятерка».
01.12.2018 Газета Берег