Письма мёртвого сценариста

Фото: voronezh-news.net

Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию

Появление танцевальной труппы в драматическом театре – событие, мягко говоря, нечастое. Попытки создать проект, связанный с современным танцем, в Воронеже и раньше предпринимались, но сейчас о тех первопроходцах ничего не слышно. Благодаря Платоновскому фестивалю воронежцы узнали много нового о нынешнем состоянии хореографии, и вполне естественно, что более масштабная попытка сделать что-то своё в этой сфере осуществилась именно в стенах Камерного театра, руководимого Михаилом Бычковым.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Недавно здесь состоялась премьера уже третьего танцевального спектакля. Связана ли с конкретным местом литературоцентричность всех трёх постановок? В основе каждой – тексты, знакомые более или менее продвинутому читателю. В основе созданной совместно с фестивалем-школой TERRITORIЯ при поддержке компании СИБУР «Безмолвной весны» – роман Олдоса Хаксли «Обезьяна и сущность».

Хореограф Константин Кейхель перед премьерным показом рассказывал журналистам: «У нас была некая концепция, история, которую мы планировали сделать». Причём изначальным толчком стал вообще другой текст – даже не художественный. Но, видимо, была потребность не бессюжетное, рассчитанное на людей с богатым ассоциативным мышлением, представление показать, а рассказать с помощью танца историю.

Голливудский сценарист мучительно придумывает сюжет для нового фильма. Существенная часть первого действия «Безмолвной весны» стилизована то под нуар 1940-х, то под мюзикл 1950-х вроде «Вестсайдской истории». Появляется и киноэкран, на котором мелькают фрагменты голливудской киноклассики (порой и сам персонаж появляется), рифмуясь с происходящим на сцене (за видеосоставляющую отвечает Алексей Бычков). В воображении сценариста возникают то светская вечеринка, то сцены в психушке (а может, и вправду творческий кризис привёл его туда). Обитатели психушки не похожи на «цивилизованных людей» – но и те, кто «на воле», несут в своих повадках следы варварства. Надо ещё понимать, о каком времени идёт речь: недавно закончилась Вторая Мировая, показавшая, на какие зверства способен человек, – и острее стала заметна фальшь афоризмов про «гордое звучание» этого слова. Философы спорят, возможна ли поэзия после Освенцима. Как писал философ Теодор Адорно, «правильно, наверное, будет задаться менее «культурным» вопросом о том, а можно ли после Освенцима жить дальше; можно ли действительно позволить это тем, кто случайно избежал смерти, но по справедливости должен стать одним из тех, убитых». Человечество увидело последствия падения на город ядерной бомбы – созданной, кстати сказать, величайшими учёными мира.

Иные, едва ощутив радость победы над абсолютным злом нацизма, живут в предчувствии конца мира.

Замысел сценариста трансформируется.

Мир погиб. Оставшиеся в живых после ядерной катастрофы учёные отправляются с экспедицией на чудом уцелевшую Новую Зеландию, где исследователей ожидает неприятный сюрприз: выясняется, что эволюция повернула вспять, люди утратили свои индивидуальности и превратились в стадо животных. Первое действие – мир цивилизации (который, увы, несёт в себе вирус дикости, первобытности), второе – мир стадности (которую любитель «древних, вековых обычаев», наверное, назвал бы иначе: общинностью, соборностью и т.п.).

Использованную самку самец пренебрежительно отбрасывает ногой, как мусор (сцена небольшая, но запоминающаяся).

Забавно: все три танцевальных спектакля Воронежского Камерного неплохо друг с другом рифмуются – хотя создавали их разные хореографы, и Константин Кейхель перед тем, как приехать в Воронеж, работ коллег, почти наверняка, не видел, а зачатки замысла в голове уже держал. Видимо, и вправду тревожные мысли о том, как тонок слой цивилизованности в человеке, как легко в нём может победить тёмное начало, многих людей в России посещают... Как и в предыдущих постановках, на сцене доминирует некое «коллективное тело», в котором элементы взаимозаменяемы. Кабацкая ли драка происходит, охота ли на человека – лиц не рассмотреть. На первом представлении не всегда ощущалась монолитность группы танцоров, но тут, видимо, причина была в недостаточном количестве репетиций, после нескольких показов сыгранность станет ощутимей.

Впрочем, есть и главный герой в привычном понимании слова. В спектакле «Мы» он тоже был – и, насколько мне запомнилось, с самого начала выглядел «выпадающим звеном». В «Безмолвной весне» сценарист (он же – ученый из второго действия) не только одинок, но и пассивен. Но ведь «Мы» и рассказывало про то, как одиночка перестал ощущать себя безликим номером (не без помощи женщины), а новый спектакль, так получается, больше про слияние и поглощение.

Однако ощущения безысходности «Весна» после себя не оставляет. Может быть, благодаря некоторой иронии, которая ощущается в иных сценах. Не в последнюю очередь благодаря эклектичной (от электроники до чуть ли не джаза) музыке Константина Чистякова. Нетрудно догадаться: в ней элемент стилизации также важен. Создавалась музыка в диалоге с хореографом, трансформируясь, пока шли репетиции. Особенно усмешка авторов заметна в сценах, показывающих знакомство выжившего участника экспедиции с племенем бывших людей и их вождём (а затем – попытку человека культуры слияния с толпой). Ироничен, кстати, и слегка расплывчатый финал «Безмолвной весны» – постскриптум после трагической развязки.

Словосочетание «современная хореография» для иных любителей театра звучит пугающе. Однако этот спектакль совсем не выглядит высказыванием, малодоступным пониманию. И я имею в виду не только то, что иные эпизоды решены вполне в привычном русле, с отсылками к классическому балету. Источником вдохновения для хореографа стало произведение Олдоса Хаксли, наверное, не самого очевидного для массовой аудитории автора, но не будем забывать, что после «Обезьяны и сущности» был популярный роман Пьера Буля «Планета обезьян», ставший основой для голливудской франшизы, а жанр постапокалипсиса оказался в кинематографе второй половины XX века весьма распространён – от «Безумного Макса» до картин Константина Лопушанского.

Ощущения безысходности «Весна» после себя не оставляет. Может быть, благодаря некоторой иронии, которая ощущается в иных сценах. Не в последнюю очередь благодаря эклектичной (от электроники до чуть ли не джаза) музыке Константина Чистякова.

В интерпретации Константина Кейхеля Олдос Хаксли похож на Жюль Верна. На месте того исследователя, попавшего в лапы новозеландских дикарей, легко можно вообразить какого-нибудь Жака Паганеля. Кстати, читатели «Детей капитана Гранта» должны помнить, что Новая Зеландия – то место, куда парой веков раньше занесло и героев этого романа.

Сцена из балета «Безмолвная весна». Фото Алексея БЫЧКОВА.

Источник: http://communa.ru

Последние новости Воронежской области по теме:
Письма мёртвого сценариста

- Воронеж
Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию Появление танцевальной труппы в драматическом театре - событие, мягко говоря, нечастое.
18:55 11.10.2018 Voronezh.Ru
Письма мёртвого сценариста - Voronezh-News.Net
Письма мёртвого сценариста - Воронеж
Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию Появление танцевальной труппы в драматическом театре – событие, мягко говоря, нечастое.
17:23 11.10.2018 Voronezh-News.Net
- Воронеж
Театр | В Воронежском Камерном станцевали ещё одну антиутопию Появление танцевальной труппы в драматическом театре – событие, мягко говоря, нечастое.
16:57 11.10.2018 Communa.Ru
 
По теме
На сайте БФМ появилось расписание мероприятий. Крупнейший в России международный фестиваль анимации стартует в Воронеже в четверг, 4 апреля, и продлится до воскресенья, 7 апреля.
19.03.2019
 
Реконструкция сохранит архитектурный облик Воронежского концертного зала - VrnTimes.Ru Авторы проекта обещают, что объемно-пространственные решения не изменятся Реконструкция здания Воронежского концертного зала не предусматривает изменения его архитектурного облика,
19.03.2019
 
Последняя неделя перед Великим постом нашими предками всегда праздновалась шумно и с размахом.
16.03.2019 Газета Берег
Две громкие даты – 60 лет со дня основания и 220 лет со дня рождения Александра Пушкина – и значит, тематических мероприятий в два раза больше.
04.03.2019 Газета Берег
Послезавтра, 3 марта, десятью поединками 25-го тура возобновится Олимп-Первенство Футбольной национальной лиги.
13.03.2019 Газета Берег
Оба поединка получились отнюдь не скучными и на заброшенные шайбы достаточно щедрыми.
07.03.2019 Газета Берег
Мужчина угостил воронежцев конфетами за причиненный шум. В подъезде одной из воронежских многоэтажек сфотографировали необычный поступок одного из соседей.
20.03.2019 Bloknot-Voronezh.Ru
Воронежские платные парковки должны отказаться от звания муниципальных к 1 апреля - VrnTimes.Ru Антимонопольщики настаивают, что оператор проекта не принадлежит городу и называться муниципальными платные парковки не могут Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) отсрочило исполнение предписания для О
19.03.2019 VrnTimes.Ru
Курск. 19.03.2019. ABIREG.RU – Филиал ПАО «МРСК Центра» – «Курскэнерго» направит более 248 млн рублей на ремонтные работы в этом году для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей Курской области,
19.03.2019 Abireg.Ru