НеШУТочная профессия

Фото: www.bereg.vrn.ru
Для многих театр кукол – это целая эпоха: место, куда ходят поколениями. А начинается он не с вешалки, а с веселых игр и интересной истории. Здесь царит атмосфера таинства, чуда и сказки. Поэтому даже самому взрослому зрителю всегда любопытно, как оживают главные актеры этого театра – куклы.

Наш корреспондент побывал за кулисами Театра кукол «Шут» и узнал, каково это: быть в нем не зрителем.

ВЗАИМНЫЙ ДИАЛОГ

– Различают несколько видов кукол. Планшетные, или «планшетки», относительно просты в управлении. Это куклы, у которых есть ноги, они работают, стоя на какой-либо поверхности. Их микродвижения контролировать проще, чем, например, у тростевых кукол, где нужно следить не только за движением рук, ног, туловища и головы, но и за тем, как кукла моргает, улыбается, хмурится, – рассказывает мне актер Театра кукол «Шут» Владислав Ефанов. – А куклами-марионетками приходится управлять сверху, и это, пожалуй, самое непростое в нашем деле. Хотя мы, актеры, уже обладаем каким-то 3D-зрением и знаем, какая эмоция будет на лице куклы, если мы потянем за определенную нитку. Есть также перчаточные куклы, с ними справится и первокурсник.

За сценой – «команда» спектакля «Белый Бим Черное ухо», именно его сегодня показывают в театре. Конечно, здесь – никаких перчаточных кукол нет. Только тростевые и планшетные.

– Попробуем с этой, – продолжает Ефанов и берет Толика, которому вот-вот выходить к зрителю. Толик в руках артиста оживает. Пальцы филигранно перебирают струнки, и кукла выдает разные эмоции.

Моя очередь.

Толик вряд ли бы захотел себе такого кукловода. Со мной у него не получается сделать и шагу.

– Рука кукольника – душа куклы. С помощью своей души я оживляю куклу, и она двигается, смотрит, дышит. Она, как человек, выполняет все микродвижения. Даже если кукла задумалась и сидит неподвижно, то она нет-нет да и моргнет. Если она перестала моргать, то она умерла. Этого нельзя допустить. Человек же всегда в действии. Все это читается, – продолжает Владислав, пока я пытаюсь понять, с какой стороны подступиться к кукле.

– Ну давай же, пожалуйста! – почти выкрикиваю я. И Толик меня услышал. Два шага мы сделали.

Раньше меня удивляло, когда артисты признавались в интервью, что разговаривают с куклами или со сценой, просят у них взаимного диалога. Или, того интересней – гладят их, целуют. Раньше я бы сказала, что это суеверия. Но сейчас, когда попробовала сама, я, кажется, убедилась, что это работает. Я попросила Толю – и он пошел. Мы не стали единым целым, как принято говорить у артистов театра кукол, но диалог у нас получился.

ВМЕСТО ИГРИВОЙ СОБАКИ – ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ

Теперь Бим. Владислав демонстрирует мне, как пес может бегать, весело махая хвостом, играть в мяч, прыгать, сидеть, лежать, жалобно смотреть… Все действия совершаются буквально за секунду, и Ефанову это не составляет особого труда.

Пытаюсь повторить. Но от игривого пса не остается и следа. Я потянула что-то, и Бим изобразил волчий оскал. Наверное, не любит бывать в неумелых руках.

Но я не останавливаюсь, продолжаю. И вот Бим вроде бы выписывает круги по столу. И мне кажется, что у меня выходит неплохо. Но Влад спускает меня с небес на землю.

– Все должно быть на уровне. А у тебя, смотри: одна лапа поджата, другая – в воздухе, третья – не двигается! (Смеемся – прим. авт.)

Берем тростевую куклу. Но тут сразу не задалось.

– Эту куклу нужно держать над собой и только с трех позиций, – Владислав показывает их. – Они называются первая, вторая и третья. А у тебя – нулевая!

С позициями я разобралась. А вот с техникой управления тростевой куклой – не получилось (хотя что вообще у меня получилось? – ирония авт.).

– Со стороны кажется, что все просто: раз-два и готово. А на деле – вовсе не так, – оправдываю свои неудачи.

– Выше нос, – подбадривает Ефанов. – Я учился этому четыре года, а ты только час.

– А что главное в твоей профессии?

– Чтобы зрители кайфанули. А для этого надо, чтобы и актеры кайфанули. Тогда получится история – со своим сюжетом, настроением, со своей моралью. Пальцы должны не просто работать, а чувствовать каждую мелочь. Но важно не только это. Кукольное мастерство – это коллективное творчество. Одна какая-то кукла, например, живет только потому, что ее водят несколько человек. И тут важно, чтобы все дышали в одном ритме. От этого даже мурашки по коже идут. Это приходит не сразу, а через колоссальный труд.

Корреспондент «Берега» раскрыл секреты кукловодства
 
По теме
 
В Воронеже на пожаре погибли 60-летняя женщина и шестилетняя девочка - РИА Воронеж Также пострадал 34-летний мужчина. При пожаре в Левобережном районе Воронежа погибли 60-летняя женщина и шестилетняя девочка, сообщили корреспонденту РИА «Воронеж» в пресс-службе ГУ МЧС по региону.
17.11.2018 РИА Воронеж
Подготовка к ЕГЭ и реализация учебного плана – пожалуй, основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность любого образовательного учреждения.
11.11.2018 Газета Берег
Поклонники таланта нашей юной, но уже титулованной землячки Ангелины Мельниковой во вторник получили очередной повод порадоваться за свою любимицу.
14.11.2018 Газета Берег
В рамках 21-го тура Олимп-Первенства ФНЛ «Факел» принимал столичный «Спартак-2».
14.11.2018 Газета Берег
В Адлере финишировал финальный турнир Кубка России по футболу среди команд третьего дивизиона.
14.11.2018 Газета Берег
Сельчане заплатили за проект, за сам водопровод, а теперь еще за подвод и врезку!
17.11.2018 Semiluki.Ws
В октябре 2018 года жители ул.Пешеходной получили платежки от РВК-Воронеж, исходя из которых они должны заплатить региональному оператору порядка 25 тысяч рублей.
16.11.2018 Voronezh-News.Net