Имя в искусстве. «Но для вас, Елена Прекрасная…»

 

Великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин, 140-летие которого широко отмечается в нынешнем году, почтил своими концертами и наш Воронеж

Анатолий МАНУШИН, краевед

Русский народ удивительно талантлив – ни тяжелая жизнь, никакие трудности не могут убить в нём тягу к красоте и искусству. И создают люди диковинные игрушки, забавные куклы, расписную домашнюю утварь, и все это под песни, которые идут от души. Именно из глубины такого народа и появляются талантливейшие люди, достигающие высочайших вершин в своем творчестве. Вспомним Михайло Ломоносова, воспетую Пушкиным великую трагическую актрису, бывшую крестьянку Екатерину Семенову; нашего поэта-песенника  — Алексея Кольцова, бывшего босяка Максима Горького, певца русской деревни Сергея Есенина.

В этом же ряду, несомненно, и сын крестьянина Вятской губернии Федор Иванович Шаляпин – великий русский певец и актёр. В этом году мы отмечаем два юбилея Федора Ивановича: в феврале исполнилось 140 лет со дня рождения, а в апреле – 75 лет со дня смерти. Великий русский певец умер в Париже 12 апреля 1938 года, а в 1984 году его прах был перезахоронен в Москве.

Федор Шаляпин рос в бедной Суконной слободе города Казани, он с детских лет видел, как уставшие труженики находили утешение в песне, в ней рассказывали о своих тяготах. Народные песни стали и первой школой будущего певца.

Неотразимое впечатление на юного Фёдора произвели уличные артисты, комедианты и клоуны: «Очарованный артистами улицы, я стоял перед балаганом до той поры, что у меня закоченели ноги, и рябило в глазах от пёстрых одежд балаганщиков»,  — позднее вспоминал певец.

Не меньшее влияние на него оказал театр: «Мне было двенадцать, когда я первый раз попал в театр. Шла пьеса с пением – „Русская свадьба“. Второй пьесой, которую я видел, была „Медея“. Она заставила меня громко рыдать,  — писал Фёдор Иванович. Театр свёл меня с ума, сделал почти невменяемым…»

Федором овладевает мечта стать артистом. В пятнадцать лет он служит статистом в театре. В летнем саду Казани в драматическом театре он исполняет свою первую роль – жандарма Роже во французской мелодраме «Бандиты». Потом сыграл Держиморду в «Ревизоре». Коллеги тогда же, заметив хороший голос и любовь юноши к пению, советуют ему пробовать себя в опере.

Антрепренёр Семёнов-Самарский принимает Фёдора Шаляпина в труппу для выступлений в Уфе. Он поет в хоре, но вскоре случай помогает певцу выдвинуться. Заболел артист, и партия стольника в «Гальке» поручена молодому певцу.

И был Успех! «Мне аплодировали. Этот первый успех так подействовал на меня, что я убежал, споткнулся и растянулся во всю свою длину. Аплодисменты смешались с хохотом, и я еле добрался до своей уборной».

Так начался путь великого певца, и 1890 год считается началом артистической деятельности Шаляпина.

Но путь этот был непрост. Фёдор Шаляпин испытывал много лишений, часто менял города и театральные труппы, был порой и бездомным, и голодным. С Волги он «мигрировал» на юг, пока не достиг Тифлиса. Здесь неудачи преследуют Шаляпина, однажды ему было так тяжело, что он решил покончить жизнь самоубийством. Долго стоял на мосту над Курой и глядел в быстро несущиеся воды… вниз головой с моста – и конец! Шаляпина спас от голода, и, может быть, от рокового шага хорист оперы итальянец Понте.

В Тифлисе же он встречается со своим первым и единственным учителем пения – тенором Большого театра Дмитрием Андреевичем Усатовым. Оперный артист сразу обратил внимание на хориста, выступавшего в Пушкинском саду, и предложил учиться у него пению, притом бесплатно.

Поняв тяжёлое положение своего ученика, Усатов поселил его у себя и подкармливал. В свое время Дмитрий Усатов был учеником известного итальянского педагога Эверарди и сам многого достиг в оперном искусстве. Постановка голоса у Шаляпина оказалась природная, но опытный певец обращал внимание молодого коллеги на выразительность пения, учил Фёдора понимать смысл произносимых слов и чувства, которые вызывали именно эти слова.

О своём учителе Шаляпин сохранил добрую память: «Он пробудил во мне первые серьёзные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус и – я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю это самым драгоценным – наглядно обучил музыкальному выражению исполняемых пьес».

В Тифлисе, в кружке любителей оперного искусства, Шаляпин пел сцены из «Бориса Годунова». Это была первая встреча будущего великого певца с гениальным творением Мусоргского, и она произвела на него неизгладимое впечатление: «…я вдруг почувствовал, что со мной случилось что-то необыкновенное, я вдруг почувствовал в этой странной музыке нечто удивительно родное, знакомое мне. Мне показалось, что вся моя запутанная, нелёгкая жизнь шла именно под эту музыку, она всюду сопровождала меня, живёт во мне, в душе моей и – более того – она всюду в мире, знакомом мне…»

В Тифлисе Фёдора Шаляпина приняли в казённую оперу, там он впервые спел большие партии в «Сказках Гофмана», в «Демоне». Именно в Тифлисе начался блистательный путь Шаляпина, оперного певца и артиста.

21 января 1893 года корреспондент столичных газет писал из Тифлиса: «Лучший из басов Тифлисской оперы – г. Шаляпин. Это артист-самородок, вышедший, что называется, из „толпы“… если он не остановится на пути своего артистического развития, увлекшись легко достававшимися лаврами, то в недалёком будущем он будет занимать одно из первых мест в ряду выдающихся артистов».

Федору Шаляпину удивительно везло. Перебравшись в 1893 году в Москву, а затем в Петербург, он уже с 1895 года с успехом пел на сцене императорского Мариинского театра Мефистофеля в «Фаусте» Гуно, Руслана в «Руслане и Людмиле» Глинки, Мельника в «Русалке» Даргомыжского.

В 1896 году началась блестящая карьера Федора Ивановича Шаляпина на сцене частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова в Москве, где он создал почти все свои замечательные партии. Певец много и серьезно работал над ними, и времени на отдых оставалось мало.

Вокруг мецената-Мамонтова и его театра собирались даровитейшие люди – художники Серов, Васнецов, Левитан, Коровин, Врубель, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, историк Ключевский.

В 1899 году Шаляпин перешел в Большой театр, но одновременно выступает и на сцене Мариинского в Петербурге. Наступил период расцвета творчества певца.

В 1901 году состоялись триумфальные гастроли Шаляпина по Италии, в знаменитом Миланском оперном театре «Ла Скала». Успех выступления Шаляпина в прославленном храме бельканто был для итальянской публики неожиданным, потрясающим. И после блестящих гастролей в Италии Шаляпина зовут в Париж, в Лондон, в Америку.

Теперь у Фёдора Ивановича мировая слава! Но её лавры не отвлекают от трудов на пользу и во имя процветания родного русского оперного искусства. Он видит вред отечественной гастрольной системы, которую насаждала дирекция императорских театров. А он мечтал об оперном спектакле, который сам по себе стал бы замечательным событием в искусстве, видел себя не только исполнителем-гастролером, но и художественным руководителем, постановщиком и музыкальным руководителем в оперном спектакле.

Фёдор Шаляпин постиг тайну искусства, которую не в силах были открыть многие одарённые певцы – искусства пения-рассказа. Мелодия возникала как бы непроизвольно, получалось полное слияние слова и музыки, о котором мечтали великие русские композиторы. Ведь основа песни – человеческая речь, и это идет из истинно народного искусства.

Именно народные русские песни были глубоким, драгоценным источником творчества Федора Шаляпина, и в репертуаре певца их было множество. Фёдор Иванович любил исполнять их, нередко пел народные песни без аккомпанемента, один только его «инструментальный» голос звучал в абсолютной тишине, и слушатели замирали, когда плыла над залом песня души, печальная жалоба или поэма о неразделённой любви.

Осенью 1910 года, совершая большое турне, Шаляпин посетил и наш Воронеж. Сопровождали его постоянный аккомпаниатор, пианист и композитор Фёдор Фёдорович Кенеман, скрипач и альтист Николай Константинович Альерино.

Именно Кенеман специально для Шаляпина написал, в том числе «Три дороги» и балладу «Как король шёл на войну».

Концерт в зале Дворянского собрания Воронежа состоялся 1 октября. Дешёвых билетов, надо сказать, не было, ибо Шаляпин себе цену знал. Несколько рядов кресел оказались свободными. На концерте присутствовали члены местного отделения Русского музыкального общества, вице-губернатор граф Пётр Николаевич Апраксин, губернский предводитель дворянства Александр Николаевич Алёхин, отец будущего чемпиона мира по шахматам.

Фёдор Иванович был великолепен и сам радовался своему успеху.

В концерте прозвучали русская классика, произведения зарубежных композиторов, народные песни. И после каждого номера – овации, настойчивое бисирование. Восторг публики вызвали «Титулярный советник» Даргомыжского и упомянутая выше баллада «Как король шел на войну». Буря рукоплесканий последовала за неподражаемым исполнением «Блохи» Мусоргского. Знаменитый смешок, завершающий эту замечательную сатирическую пьесу, потряс всех! Зрители после концерта восклицали: «После его пения не было жалко никаких денег!»

О концерте Шаляпина писали многие воронежские газеты: «Воронежский телеграф», «Юго-восток», «Воронежский край» и другие. Рецензенты отмечали высочайшие певческие данные и мастерство Фёдора Ивановича.

С таким же триумфом Шаляпин выступал и на сцене Зимнего театра Воронежа. В тот день в числе зрителей были популярный цирковой клоун и дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров с женой Еленой Робертовной и известный силач и борец Иван Заикин.

После концерта они вчетвером отправились на ужин в известный дом Дурова на Малой Садовой. После ужина Елена Робертовна попросила Фёдора Ивановича спеть ее любимую «Ноченьку». Несмотря на усталость, Шаляпин не смог отказать гостеприимной хозяйке: «Голосу моему после сегодняшнего концерта в вашем театре надо дать передышку, но для вас, Елена Прекрасная, я готов!» И сам сел за рояль!

Октябрьскую революцию Федор Шаляпин не принял. Прожив пять лет в стране Советов, не выдержал, уехал за границу. С гастролями объехал весь мир, везде имел большой успех. В 1932 году в Париже вышла книга воспоминаний певца «Маска и душа. Мои 40 лет на театрах»  — к юбилею своей певческой карьеры. В предисловии Федор Иванович написал: «В моей работе я стремился, прежде всего, к полной правдивости.

Я выступаю перед читателями без грима».

Федора Ивановича Шаляпина по праву называют гениальным певцом и артистом, он был также и выдающимся реформатором русского оперного искусства. Заслуги его во славу русского искусства никогда не будут забыты.

Ещё новости о событии:

Имя в искусстве. "Но для вас, Елена Прекрасная…" - News36.Ru
  Великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин, 140-летие которого широко отмечается в нынешнем году, почтил своими концертами и наш Воронеж Анатолий МАНУШИН,
09:34 22.05.2013 News36.Ru - Воронеж
Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин, 140-летие которого широко отмечается в нынешнем году, почтил своими концертами и наш Воронеж Анатолий МАНУШИН, краевед Русский народ удивительно талантлив – ни тяжелая жизнь,
08:06 22.05.2013 Voronezh.Ru - Воронеж
Великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин, 140-летие которого широко отмечается в нынешнем году, почтил своими концертами и наш Воронеж Анатолий МАНУШИН, краевед Русский народ удивительно талантлив – ни тяжелая жизнь,
07:44 22.05.2013 Communa.Ru - Воронеж
 
По теме
Экологи оценили ущерб от свалки под Воронежем - ВестиПК в Воронеже Фото Центрально-Черноземного управления Росприроднадзора. В селе Перлевка Семилуского района Воронежской области ущерб от несанкционированной свалки Центрально-Черноземное управление Росприроднадзора оценило в 23 млн руб.
ВестиПК в Воронеже
<p>Заставочное фото</p> - МОЁ! Online Они нарушили требования безопасности 12 дел на четыре воронежские компании завели из-за некачественной питьевой воды 12 административных дел завели на четыре воронежские компании после проверки прокуратуры.
МОЁ! Online
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека