Ишь ты, Масленица!

Ишь ты, Масленица!
Фото: www.bereg.vrn.ru
Последняя неделя перед Великим постом нашими предками всегда праздновалась шумно и с размахом. Любили Масленицу и в Воронеже: пекли блины, разносили их по больницам, богадельням и тюрьмам, устраивали катания с горок, на лошадях, бились на кулаках.

В ГОРОДСКОМ САДУ

В Воронеже блины пекли картофельные, гречневые, рисовые, манные, пшенные. В зажиточных домах было принято каждый день Масленицы отмечать разными видами блинов.

В Городском саду (ныне – Первомайский сад) ставили деревянно-ледовые горки. Горки сколачивали из досок, обливали водой. Катания проходили до позднего вечера, когда наступала темнота, горки освещали. Катались с горок на ледянках, выполненных из сплетенных лозин или деревянных решеток, которые поливали несколько дней водой. Выходцы из сел делали ледянки из коровьего помета. Коровяк тоже обливали водой, а потом катались на замороженной «лепешке». По поверьям крестьян, катания с горы на ледянках («лепешке») способствовали хорошему урожаю и приходу дружной весны.

В том же Городском саду устанавливался столб, на который вешались сапоги, клетка с петухом, мешок с поросенком. Столб тоже поливали водой, и добраться по нему за масленичными призами было крайне сложно.

С четверга Масленицы в Воронеже устраивали катания на лошадях, украшенных лентами и бумажными цветами, цветными попонами. Катания проходили от Чернавского моста до цейхгауза. Цейхгауз располагался на острове, который был затоплен во время создания Воронежского водохранилища, немного севернее современного намывного Петровского острова напротив Адмиралтейской площади. После обеда в течение всей масленичной недели катания на лошадях перемещались на Большую Дворянскую (проспект Революции). На улице перекрывали движение от городского Зимнего театра (драмтеатр) до Петровского сквера.

ЗАСИДЕЛИСЬ МУЖИКИ

У реки Воронеж устраивали кулачные бои: «засиделись мужики, а зимой поразмяться надо». Устраивали бои между собой жители Чижовки и Масловки вплоть до 20-х годов XX века, указывают фольклористы. В области кулачные бои нередко проходили между старообрядцами и православными.

Ритуальная сторона кулачных боев состояла в том, чтобы пустить кровь противнику. После боев участники мирились и устраивали совместный обед.

Еще одним популярным развлечением был штурм снежного городка, защитники которого оборонялись снежками.

КОМУ ПЕРВЫЙ БЛИН

Воронежская легенда – Мария Мордасова вспоминала, как праздновалась Масленица в ее родной деревне Нижняя Мазовка (Тамбовская область): «Все село собиралось возле церкви, на санях катались, под дугой колокольчики звонко звенели – радовалась от этого душа. Время не сытное тогда было, а мама все равно извернется, мучицы белой достанет и блинов целую горку напечет».

В селах Воронежской области было принято раздавать блины бедным. Первый блин, испеченный на Масленицу, предназначался умершим предкам. Его клали к иконам «в угол – к родителям», где он должен был пролежать три дня, после чего его отдавали скотине.

В Калачеевском районе, где жили выходцы из Малороссии, кроме блинов было принято готовить вареники.

На юге области вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялась традиция в дни празднования Масленицы спускать с горы колеса от телеги с подвязанными к ним пучками соломы: катящиеся с горы колеса символизировали солнце, поворот его на весну.

В ГОСТИ С ПРОЩЕНИКОМ

Свадьбы играли на Мясоедной неделе, предшествующей Масленице. А в дни Масленицы молодоженов «величали» – катали на тройках и пели величальные песни.

Кроме блинов молодые пары, которые женаты первый год, пекли еще и «орехи»: раскатывали тесто в палец толщиной, резали на мелкие кусочки. «Орехи» носили в мешке или сумке и угощали ими всех.

А вот традицию сжигания чучела Масленицы (Зимы) ученые-фольклористы отмечают только в середине XX века, в советские времена. Так, например, воронежский писатель Александр Эртель подробно описал празднование Масленицы в конце XIX в. в одном из сел, но про сжигание чучела не упомянул.

Масленица заканчивалась Прощеным воскресеньем. В Воронеже было принято покупать или печь прощеник – белый хлеб, с которым ходили просить прощения. Хозяин брал прощеник, целовал гостя и дарил ему какую-нибудь вещь или давал деньги.

Как провожали зиму в старом Воронеже
 
По теме
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека