«Интеллигент, мужик, эпоха, России золотой запас»

«Интеллигент, мужик, эпоха, России золотой запас»
Фото: communa.ru


Национальное достояние | Воронежский театр оперы и балета преподнёс своим зрителям поистине царский подарок – в театре прошёл фестиваль балетных спектаклей, посвящённый 60-летию начала профессиональной творческой деятельности легенды мирового балета Владимира Васильева


Фото Натальи КОНЬШИНОЙ

Воронежцам несказанно повезло в том, что народный артист ССС Р Владимир Васильев, которого называют гением танца, уже двенадцать лет работает с балетной труппой нашего оперного театра. Результатом сотрудничества стали пять балетных спектаклей . Слово «легенда» здесь – не фигура речи и не коммерческий трюк, а самая настоящая истина. В годы своего взлёта (конец 50-х – 70-е годы ХХ века) Владимир Васильев не имел себе равных ни в нашей стране, ни за рубежом. И дело даже не в поразительной технике артиста, а в масштабе личности. На выпускном экзамене в Московском хореографическом училище после показа Васильевым самостоятельно подготовленного этюда «Паганини» на обсуждении впервые прозвучали слова: «Мы присутствуем при рождении гения».

Людмила РОМАНОВА

П о словам великого балетмейстера Юрия Григоровича , Владимир Васильев произвел переворот в мужском классическом танце. Если ранее балеты ставились в основном на прима-балерину, а партнер вторил, то с появлением героев Васильева именно мужские партии выходят на первый план. Принцы в «Золушке» и «Спящей красавице», граф Альберт в «Жизели», Базиль в «Дон Кихоте» воплощали мужественность и страстность, печаль и страдание, безудержную веселость и лукавство испанца. Воплощением подлинно русского духа являются его мастер Данила из «Каменного цветка» и Петрушка. Но недосягаемой вершиной его творчества стал Спартак из одноименного балета Арама Хачатуряна – этот подлинный шедевр Юрия Григоровича.

Помню, как я удивилась, увидев Владимира Васильева в зале Воронежского театра оперы и балета: он оказался среднего роста. А по «Спартаку» я ощущала его гигантом, настолько масштабен этот образ. Но самое главное, конечно, что вся фантастическая техника нужна ему для воплощения образа, для глубокого проникновения в его суть, и потому он ни в одной роли не повторился.

С о временем накопления опыта и мастерства Владимир Васильев сам обращается к деятельности балетмейстера, участвует в телевизионных проектах, посвященных балету, словом, развивается. Его приглашают на постановки многие театры мира и нашей страны и благодаря неутомимой трудоспособности он многое успевает.

Повезло и нашему городу. Васильев откликнулся на приглашение тогдашнего директора Игоря Непомнящего и в 2006 году приехал на постановку «Золушки». Сотрудничество оказалось плодотворным, и с тех пор он поставил в нашем театре четыре спектакля, а пятый сделан в его творческой мастерской и под его непосредственным руководством специально к Платоновскому фестивалю по рассказам Андрея Платонова. Все эти спектакли и решено было показать на фестивале, посвященном юбилею выдающегося танцовщика и хореографа. Каждый спектакль предваряло вступительное слово самого Мастера.

П ервым из них оказался «Балетные шедевры в оперной классике» (постановка 2012 года). Во вступлении Владимир Васильев говорил о том, как важно сохранять традиции великих балетмейстеров, оставляя неизменными их шедевры. Балет включает три фрагмента: «Польский акт» из оперы Глинки «Иван Сусанин» (хореография Ростислава Захарова); «Вальпургиева ночь» из оперы Гуно «Фауст» (хореография Леонида Лавровского); «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» (хореография Касьяна Голейзовского).

Величавость полонеза и грациозность мазурки, неистовость Вакха и Вакханки, прелесть Нимф и наступательная победность Сатиров – все предстало перед нами в этот первый вечер фестиваля, напомнив о когда-то виденных постановках и экранизациях. Приглашенные солисты Михайловского театра Санкт-Петербурга Анастасия Ломаченкова (Вакханка) и Марат Шемшунов (Вакх), конечно, выглядели увереннее и техничнее воронежских солистов, но как-то вырывались из общего рисунка колоритностью своих образов. Ну а уж в «Половецких плясках» наши солисты Марта Луцко (Чаганевольница), Михаил Ветров (Куман), Вадим Мануковский (Наездник) и Диана Егорова (Персиянка) показали высший класс!

Во второй вечер зрители увидели «Золушку» Сергея Прокофьева в хореографии самого Васильева. Перед началом Мастер рассказал о том, как задумывался и рождался этот спектакль в Москве для Екатерины Максимовой, как он сам готовил острохарактерную партию Мачехи (всегда любил характерные роли, признался артист) и как делались костюмы в Париже по эскизам Пьера Кардена. Приглашенных солистов в этот раз не было. Спектакль станцевали чисто, а Олег Рудомёткин в партии Мачехи не посрамил своего учителя.

Печальная Золушка (Марта Луцко), капризный Принц (Михаил Ветров), сестры Кривляка (Светлана Кудрина) и Злюка (Анна Романовская) вполне оправдывали свои прозвища. Легкий флёр иронии, как дымка, окутывал этот спектакль, лишенный какой бы то ни было сентиментальности.

В третий вечер показали «Анюту» Валерия Гаврилина, самый его любимый, по признанию Мастера. Со дня премьеры (московской, конечно) прошло уже три десятилетия, а спектакль продолжает идти во многих театрах, в том числе и за рубежом. Это было первое обращение балета к Чехову (в основу положен его рассказ «Анна на шее»). Вначале постановка создавалась для телевидения, а главную партию исполняла Екатерина Максимова. Потом по просьбе Васильева Гаврилин дописал музыкальные фрагменты, и получился двухактный спектакль. Работая над ним, балетмейстер обратился к традициям советского драмбалета, разработанным еще в 40-е годы.

Если в классических спектаклях усложненность танца зачастую самоцель, призванная продемонстрировать мастерство исполнителей, то в драмбалете первенство отдается содержанию, а не форме. Вернее, сюжет диктует форму. «Анюта» очень верно передает содержание рассказа, создавая чеховскую атмосферу. Это одно из самых совершенных творений балетмейстера Владимира Васильева.

В этот вечер Анюту танцевала прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич. Легкая, хрупкая, грациозная, с очаровательной улыбкой, она одинаково убедительно передавала и мечты о несвершившемся счастье со студентом (Максим Данилов), и жалость к отцу и братьям, и отвращение к мужу, и, наконец, упоение от своего успеха на балу и внимания мужчин. В роли Модеста Алексеевича выступил бывший когда-то учеником Воронежского хореографического училища, а ныне премьер Большого театра Вячеслав Лопатин. Это роль характерная, слаженностью танца здесь не удивишь, зато драматический талант проявить можно. Что Лопатин и превосходно сделал.

В заключительной сцене спектакля Владимир Васильев сам вышел на сцену в облике отца Анюты Петра Леонтьевича, роли, которую он когдато исполнял. Это озорство придало финалу какую-то лирическую грусть.

А фестиваль продолжился показом балета «Макбет» Кирилла Молчанова по трагедии Шекспира. На этом спектакле присутствовал сын композитора Владимир Молчанов, телеведущий, чью программу «До и после полуночи» во времена перестройки смотрела вся страна. «Макбет», как сказал во вступительном слове сам балетмейстер, единственный из многих других, задуман, написан и реализован совместно с композитором. Он также создан в традициях драмбалета и по нему особенно хорошо представляешь, какие богатые возможности таит в себе это искусство. Меж тем, как и многое другое в нашей прежней жизни, драмбалет был осужден как порождение советской эпохи. Не рано ли? Васильев и здесь выступает как защитник традиций.

Хореографическое решение динамично и экспрессивно. В главной роли выступил Иван Алексеев, выпускник ВХУ, в прошлом солист воронежского театра, танцевавший эту партию на премьере, ныне артист балета Большого театра. Выступление его было уверенным, техничным и убедительно драматичным. Превосходно выглядела и Юлия Непомнящая в роли леди Макбет. Владимир Васильев вообще считает, что она главная в этой истории. Но я бы сказала, что виноваты оба. По крайней мере, в этом спектакле. Надо отметить, что и Банко (Михаил Ветров), и король Дункан (Максим Данилов) были достоверны, убедительны и техничны.

П одлинной находкой балетмейстера стали три ведьмы-предсказательницы судьбы Макбета (Диана Егорова, Марта Луцко, Екатерина Любых). Изломанная пластика, гротескный грим, судорожные движения как нельзя лучше подходят представительницам потустороннего мира. Трагический финал (мертвый Макбет на троне, бьющаяся над ним леди Макбет) производит очень сильное впечатление.

Пятый вечер был посвящен уникальному проекту «Вечер современной хореографии на тему творчества Андрея Платонова», подготовленному специально для Платоновского фестиваля в 2013 году. Семь талантливых современных хореографов объединил мэтр в творческую мастерскую под своим руководством. Многие сомневались: Платонов в балете?! Но Мастер вновь доказал: в балете нет ничего невозможного. Подлинно платоновский дух присутствует в каждом номере. Это один из самых платоновских спектаклей, которые я видела в своей жизни. Особенно меня впечатлили два этюда: «Неодушевленный враг» (хореография Александра Могилева) и «Люди Платонова» Раду Поклитару. Последнее название я дала бы всему спектаклю. Этой постановкой воронежский балет доказал, что перед ним можно ставить очень сложные задачи и у него есть силы, чтобы их воплотить.

Наконец наступил последний вечер фестиваля – гала-концерт в честь юбиляра. Он был выстроен как страницы творческой биографии Владимира Васильева и начался серией видеоизображений его лучших партий. Непередаваемое ощущение! Такой мощный взрыв: и его Принц, и Данила, и Петрушка, и Ромео, и Базиль, и непревзойденный Спартак – все промелькнуло перед нами как впечатляющая лента жизни.

Первое отделение началось со «Щелкунчика» – балета, в котором Васильев, по его словам, перетанцевал все партии, прежде чем дошел до Принца. Этот балет прошел через всю творческую жизнь Мастера и его покойной жены Екатерины Максимовой, о которой он тепло вспомнил в этот вечер. Сколько они станцевали вместе! Вплоть до последнего номера – «Элегии» Сергея Рахманинова, которую на вечере представили Заслуженная артистка РФ Марианна Рыжкина и ведущий солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми Роман Миронов.

Четыре номера концерта были отданы современной хореографии. Это уже упоминавшиеся «Люди Платонова» Раду Поклитару, очень выразительный этюд «Андрогин» (хореография П.Глухова, исполнители Анна Акелькина и Григорий Сергеев), впечатляющий великолепной техникой номер «Ипостаси» (хореография Е.Музеева, исполнитель солист театра «Кремлевский балет» Дмитрий Прусаков) и совершенно потрясающий этюд «Гоголь. Исповедь» (хореография и исполнение Александра Могилева, принимавшего участие в платоновском спектакле). Этот номер сделан с помощью видеопроекции, на которой вначале мы видим руку с пером, какие-то отрывистые записи, а затем вдруг возникает черная дыра, в которую как-то втягивается исполнитель. Потом возникает маленькая фигурка в гробу, которая отчаянно стучит в крышку и в стенки гроба, и вдруг – все покрывается чернотой. Понимаю, что описать впечатление от балета очень трудно, но это было действительно потрясающе.

Н у а закончилось все, естественно, гран па из «Дон Кихота» – такого радостного, полного солнца и жизни номера, который Васильев с Максимовой танцевали сотни раз.

Закончился же праздник тем, что Владимир Васильев вышел на сцену и прочитал своё известное стихотворение «Не думайте, что вы незаменимы». И здесь хочется не согласиться с артистом. Не знаю, как для кого, но для меня он именно незаменим.

У поэта из Казани Юлия Лялина есть стихотворение без названия, но с посвящением Владимиру Васильеву. Вот оно:

Интеллигент, мужик, эпоха,
России золотой запас!
Ему бывает тоже плохо,
Он до сих пор Спартак, не Красс.
Он многогранен в проявлении
Своих бесчисленных начал:
Танцор, художник, управленец,
Поэт – мне кто-то прокричал.
Он не играет в благородство –
Его ему дала природа.
Душа болит при виде скотства.
Он Данко нашего народа!
Я ничего не приукрасил,
Мне красок даже было мало.
Он так судьбу свою раскрасил,
Что даже на друзей хватило.

Источник: газета «Коммуна» | № 89 (26836) | Пятница, 16 ноября 2018 года

Ещё новости о событии:

Национальное достояние | Воронежский театр оперы и балета преподнёс своим зрителям поистине царский подарок - в театре прошёл фестиваль балетных спектаклей,
07:50 16.11.2018 Voronezh.Ru - Воронеж
Национальное достояние | Воронежский театр оперы и балета преподнёс своим зрителям поистине царский подарок – в театре прошёл фестиваль балетных спектаклей,
19:41 15.11.2018 Voronezh-News.Net - Воронеж
«Интеллигент, мужик, эпоха, России золотой запас» - Communa.Ru
Национальное достояние | Воронежский театр оперы и балета преподнёс своим зрителям поистине царский подарок – в театре прошёл фестиваль балетных спектаклей,
19:12 15.11.2018 Communa.Ru - Воронеж
 
По теме
Белгородские многодетные семьи разместят в Воронежской области - Обозреватель.Врн Фото: ru.freepik.com В Воронежской области разместят многодетные семьи из соседней Белгородской области, которую интенсивно атакует противник, сообщил глава региона Александр Гусев, в понедельник, 18 марта.
Обозреватель.Врн
Житель Воронежской области ответит в суде за порно, кражу креста и хранение наркотиков - Обозреватель.Врн Фото: pxhere.com Житель Калачеевского района ответит в суде за распространение порнографических материалов, кражу креста с кладбища, хранение наркотиков и оскорбление сотрудника полиции.
Обозреватель.Врн
Двое мирных жителей погибли во время воздушной атаки на Белгородскую область - TV-Gubernia.Ru Ещё шесть человек получили травмы разной степени тяжести Фото: телеграм-канал Вячеслава Гладкова В ходе обстрела Белгорода и Белгородской области утром понедельника, 18 марта, в селе Никольское погибли два мирных жителя,
TV-Gubernia.Ru
Неделя здоровья матери и ребёнка - БУЗ ВО ВОДКБ №1 Врачи Воронежской областной детской клинической больницы №1 в рамках Недели здоровья матери и ребёнка 👩‍🍼 поздравили родительниц, находящихся на лечении вместе со своими малышами в отделениях патологии новорожденных (ОПН-1,
БУЗ ВО ВОДКБ №1
Целитель душ и тел - Communa.Ru Как медику и художнице Ольге Ельчаниновой удалось достичь профессионального успеха в обеих сферах   Недавно в областном музее им.
Communa.Ru