А-б-в-г-дейка

Питерский художник Александр Флоренский широко известен как один из организаторов популярной группы художников «Митьки». Член Санкт-Петербургского Союза художников, коллекционер произведений искусства современных художников России и Грузии, иллюстратор нескольких прозаических книг – в том числе трехтомника Сергея Довлатова.

На встрече в Воронеже, прошедшей на днях в одном из городских кафе и собравшей на удивление большое количество желающих увидеть-услышать Флоренского, Александра именно в качестве иллюстратора и ждали. Книжная графика – область, кроме всего прочего, неожиданного, отчасти даже загадочного. Чем и интересна.

Некуда деваться

– Вообще я никакой не книжный график, – с ходу попытался остудить пыл публики Александр Флоренский. – Я окончил факультет керамики. Правда, керамикой занимался мало, но – занимался. А всегда считал себя живописцем и, видимо, небезосновательно. Но сегодня расскажу все-таки о книжных проектах. Причем – конкретно о серии «Азбук», созданной за последние несколько лет.

Началось все, по словам Александра, в январе 2010 года. Тогда он впервые попал в Иерусалим. Общие знакомые порекомендовали местного поэта Михаила Короля в качестве гида. Художник не преминул воспользоваться предложением. Тем более что Король, как выяснилось, – один из самых востребованных и дорогих русскоязычных гидов в городе. Профессионал, то бишь, а не просто так.

– Мы узнали с Мишей в толпе друг друга за километр, хотя раньше никогда не виделись, – констатировал Флоренский. – Он знал меня лишь по каким-то картинкам 80-х годов, по знаменитому трехтомнику Довлатова, иллюстрированному мной.

Когда настала пора прощаться и уезжать, Флоренский и Король сели в кафе пить кофе. И тут Михаил предложил сделать совместную книгу («ты же художник, а я поэт»). Это, по словам Александра, прозвучало довольно нелепо, потому как стихи Короля, хоть и хороши, но совершенно непригодны для иллюстрирования. И тогда родилось предложение сделать «Иерусалимскую азбуку». Король планировал написать 33 стишка, на русском языке, а художнику предстояло нарисовать 33 же картинки.

– Идея мне понравилась, и я согласился, – прокомментировал момент рождения проекта Флоренский. – Кроме того, было очевидно, что человек с семьей, тремя детьми, колоссальной ежедневной загруженностью, двумя автомобилями и прочими делами будет писать 33 стихотворения лет 12. Так что работать мне придется нескоро. А я работать не люблю. И что же? Месяцев через восемь получаю электронное письмо с 30-ю стихотворениями. Иногда – их несколько на одну букву. В Израиль в тот момент я ехать совершенно не собирался, поэтому написал: тогда сочиняй стихи на «Е», «Ъ», «Ь», «Ы» и «Й». Думаю, ну, это еще на год. Через четыре дня пришли остальные стихи и билет на мое имя. Деваться было некуда. Теперь в конце каждой книги я пишу послесловие, где честно признаюсь, что автор идеи не я, а Миша.

Субъективная история

Попутно выяснялась масса любопытных подробностей местной жизни. Так, к примеру, очевидно, что гид не может сто раз на дню произносить словосочетание «храм гроба Господня». Поэтому без малейшего цинизма и намека на кощунство все сокращают название места до «ХГГ». Так оно и употребляется в речи.

По концепции картинки должны быть созданы там, где происходит дело. Пока создавалась азбука, Флоренский поймал себя на мысли, что в Иерусалиме он во второй раз в жизни, а в Тбилиси в последние годы проводит много времени. Стало быть, хорошо бы сочинить подобную книжку про Тбилиси.

Сказано – сделано. Мало того, что Флоренский, как и в первый раз, решил заранее не искать издателей и спонсоров, он еще и от поэта отказался. На выходе стали появляться просто картинки, снабженные комментариями, написанными от руки.

– Таким образом, во второй книжке нет ни одного набранного на компьютере знака, – отметил художник. – Кроме, разве что, штрих-кода. От руки написаны выходные данные, тираж, адрес типографии и прочие технические дела. Вот такой понт. Буквы сначала опять хотел сделать русскими, но дочь отговорила. И хорошо, потому что иначе я не использовал бы самые красивые на свете буквы с точки зрения графики.

Дальше, по признанию Александра, в голове поселяется мысль, что он живет-то в Петербурге – весьма и весьма красивом городе. Причем город свой хорошо знает. Но тут художник «повел себя цинично»: сначала нашел издателя, заключил договор, а уж потом принялся за работу.

Вышел такой «личный Петербург»: в одном доме располагается мастерская жены Александра Ольги, в другом – живет их общая подруга, художница. А «Русского музея», Петропавловки и Адмиралтейства – нет. И вообще, все «Азбуки» – исключительно субъективная история.

Чем больше – тем веселее

– Тут стоит вернуться несколько назад, – направил в нужное русло рассказ Флоренский. – «Петербургская азбука» – это уже 2014 год. А в 2011 году я проводил в Перми семинар по современной деревянной скульптуре. И пригласил на него своего воронежского друга, художника Сергея Горшкова. В тот момент только-только вышла «Иерусалимская азбука», которую я захватил, чтобы подарить товарищу. А товарищ посмотрел и сделал выводы. Сказал, что неплохо бы реализовать нечто подобное и относительно Воронежа. Вообще, хочу процитировать Сергея, который говорит, что «произведения искусства – вещи совершенно бесполезные». Я с этим полностью согласен, но вот Сергей, с другой стороны, утверждает и то, что «Азбуки» Флоренского – полезны, хоть и являются произведениями искусства. Например, можно узнать, как называется дамба Чернавского моста и какие рыбы на букву «в» водятся в реке Воронеж.

Годы после пермской встречи шли, но, как выяснилось, шла и работа. Хорошие люди в Воронеже готовили почву для того, чтобы «Воронежская азбука» все же появилась. И вот – она нарисована!

Принцип субъективности сохранился и на этот раз. Флоренский осознавал, что «кому-то арбуз, а кому-то – свиной хрящик»: все равно всем не угодишь.

С массой мест, увековеченных в «Воронежской азбуке», связаны интересные истории. Так, например, одна из них касается трех домов в Березовой роще. Пока домов было именно три – их в нужном порядке сверху украшали слова: «Слава партии Ленина». А потом построили такой же четвертый. И встал серьезный вопрос: что же написать на новом доме? Вероятно, в райкоме собралась большая комиссия, обсуждая проблему. Решение нашли: четвертый, как и первый, «украсило» слово «слава». Получилось весьма по-церковному.

– Когда я узнавал новые сведения – понимал, что для меня они такие же новые, как и для многих воронежцев, – сделал вывод Флоренский. – Поэтому попытался отобразить их достоверно. А вот с орнитологией у меня слабо. Птички на рисунках подобраны по буквам, а не по ареалу обитания. Орлы-то у вас, вроде, бывают, а удоды – вряд ли. А у меня затесался. Вообще, когда на одну букву получается больше объектов в рамках одной картинки – это веселее.

Сталевар и скрипачка

Интересная история вышла с Лениными. Один, с одноименной площади, – черный. Другой, родом со двора Механического завода – белый. Картинки содержат перекрестные ссылки: «смотреть также «Л», где Ленин черный» и «смотреть также «М», где Ленин белый».

Вообще же, по словам художника, Воронеж отличается очень большим процентом улиц с советскими названиями. В Питере такое тоже есть, но масштабы совсем другие.

Отдельного упоминания заслуживает ситуация с картинкой на букву «С». Мало того, что там изображен «Спартак», а по бокам «пристроены» сойка и сова. Оказалось, что на крыше кинотеатра когда-то стояла скульптурная группа «Сталевар и скрипачка». Буквенное совпадение – ничто по сравнению с дикостью самого сочетания…

– Смешно, что господин Носырев сказал, что хочет их восстановить и ищет в Москве скульпторов, способных осуществить такую художественную задачу, – улыбнулся Флоренский. – Мне кажется, можно их найти и здесь. Вон у вас и пол-Пушкина стоит, и Высоцкий. Что ж, авторы не «потянут» скрипачку? Москва-то тут зачем?

«Утюжок» Флоренский рисовал дважды. Шесть лет назад там были огромные буквы «Мегафон» наверху. Теперь приехал – а там уже «ВТБ». Обидели мастера – пришлось переделывать.

На «Ш» оказался шинный завод. На картинке – «мужик украл шину и продает».

– Вообще, я подвергаюсь критике со стороны знакомых, – посетовал Александр. – Мне вот заявили, что на картинке с Севастьяновским съездом люди похожи на пингвинов. Все равно ничего переделывать не буду. Ну, я так рисую, у меня была тройка с минусом по академическому рисованию. Это чтобы не ставить 2 и не лишать стипендии. Мой преподаватель, грузин, как в «Мимино», «один умный вещь мне сказал», как-то отведя в сторону. «Когда институт закончишь – никому свои академические рисунки не показывай». Что я и делаю.

Воронеж получил персональную азбуку
 
По теме
Отдел методической работы,  организации и формирования фондов МКУК РБ  предлагает информацию: «215 со дня рождения Николая Васильевича Гоголя» (Литературная гостиная) Николай Гоголь – известный писатель, драматург,
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека